Арам Ильич Хачатурян

Жанровое деление на песни и романсы у Свиридова

Жанровое деление на песни и романсы у СвиридоваЖанровое деление на песни и романсы у Свиридова весьма условно. Вокальные циклы на стихи Пушкина ближе всего к жанровым и стилистическим традициям русского романса (элегия, монолог). А созданные в те же годы сочинения на слова А. Прокофьева развивают разнообразные, широко бытующие песенные интонации.

Далее границы вокальной лирики еще более расширяются, включая песни в народном духе, баллады, сценки, портреты, почти оперные монологи. И все больше в зрелом творчестве ощущается неразрывность романсовых и песенных признаков, так что становится невозможным дать тому или иному сочинению точное жанровое определение. Сам композитор все их называет песнями. Такая жанровая трактовка ближе всего к Мусоргскому. Ведь, скажем, «Песни и пляски смерти» гораздо сложнее общепризнанного толкования песенного жанра. То же и у Свиридова. Справедливо замечают исследователи, что его песни не менее глубоки по содержанию, чем крупные произведения.

Что же все-таки дает право называть их песнями? Прежде всего мелодия, иногда очень простая интонационно, в которой естественно распевается или «сказывается» поэтическое слово; часто строфическая или куплетная форма; вариантное (как в народной песне) развитие мелодии. Но именно в этой вариантности достигаются такие богатство и тонкость деталей и оттенков, которые необыкновенно расцвечивают и усложняют обобщенный песенный образ.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления