Арам Ильич Хачатурян

Камерные вокальные произвещения Свиридова

Камерные вокальные произвещения СвиридоваРоманс и песня — те жанры, с которых Свиридов начал свой композиторский путь и которые неизменно сопровождали его до конца жизни. Не только по количеству, но и по своей роли свиридовская камерная вокальная лирика—явление особое в отечественной музыке. «Трудно сыскать в современной камерной музыке собрание вокальных сочинений одного автора, аналогичное по богатству и разнообразию. Созданное Свиридовым по ценности и значению для нашего времени сопоставимо с шубертовским песенным наследием в европейском музыкальном искусстве XIX века»25, — замечает один из исследователей.

Будучи вполне самостоятельной областью, камерная вокальная лирика родственна крупным хоровым произведениям композитора. Между ними много образных, сюжетных и стилистических перекличек. Много общего и в драматургии кантат и вокальных циклов. Это родство определяется единством давно очерченного круга тем и образов, типичных для свиридовского творчества. Не случайно традиционной для романсового жанра любовной лирике отводится весьма скромное место. В иной, камерной трактовке ставятся здесь те же проблемы: родина и ее судьба, художник и мир, добро и зло. Избирается тот же круг поэтов, к которым присоединяются еще поэты инонациональные: У. Шекспир, Р. Бёрнс, А. Исаакян. Сохраняя неповторимый облик каждого художника, Свиридов неожиданно находит между ними много общего. Тем более это относится к произведениям на стихи одного поэта, пронизанных — при оригинальности каждого музыкального решения — единством образного строя и поэтической манеры. Так сложились в музыке Свиридова портреты Пушкина, Бёрнса, Есенина… Именно портреты, потому что в центре каждого вокального цикла помимо «сверхтемы», какой почти везде становится тема Родины в широком ее толковании, стоит герой — Поэт, «национальный художник, …душа и мысль своего времени, своего народа. Тема поэта, его рождения, его судьбы, предназначения — одна из главных свиридовских тем. Сама по себе не новая в европейской музыкальной культуре…, в русской музыке впервые столь определенно прозвучала она именно у Свиридова»26. Но наряду с главным «героем» в песнях и вокальных циклах (и в этом их отличие от крупных ораториальных сочинений) представлены и другие персонажи, чьи портреты иногда лишь эскизно намечены, но дают живое и яркое представление об облике и характере человека.

 

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления