Арам Ильич Хачатурян

«Невеста» на слова Блока – Свиридова

Вот одно из поздних сочинений — «Невеста» на слова Блока, — и в стихах и в музыке загадочное, странным образом сплетающее бытовое и идеальное. Поначалу очень простая, напевная, дополненная подголоском в сопровождении мелодия постепенно в вариантных изменениях усложняется, включает декламационные, речитативные моменты, а затем разрешает все «сложности» в простом песенном кадансе и истаивает в тишине. Особую прелесть придает песне и общая приглушенная, словно за вуалью, звуковая атмосфера («убралась она фатой от пыли…») и мерность траурного шага в сопровождении:

 

«Невеста» на слова Блока – Свиридова

 

«Невеста» на слова Блока – Свиридова

«Невеста» на слова Блока – Свиридова

Если окинуть мысленным взором все камерное вокальное творчество Свиридова, то прежде всего привлекают внимание не стремительная эволюционность стиля, поиски новизны формы и содержания в каждом следующем произведении, а напротив — та устойчивость основных принципов, цельность, которая роднит ранние и поздние сочинения. И в этом отношении первый цикл на стихи Пушкина — Шесть романсов на слова А. Пушкина — многое определил в становлении вокальной лирики Свиридова. Прежде всего определяется главный герой — Поэт. Романсы, на первый взгляд, не связаны друг с другом по содержанию, но их последовательность очерчивает своеобразную композицию, где проходят чередой времена года (вспомним годовой круг позднего «Пушкинского венка»): от осенней элегии через зимние картины к весенней радости и свету; где впервые появляется почти неизбежный в свиридовских циклах и кантатах мотив дороги и где намечается тоже ставший затем традиционным драматургический перелом, катарсис в финале. Чередуются декламационные и более напевные, песенно-романсовые части. Музыкальный язык этого первого вполне зрелого сочинения юного композитора привлекает естественным соединением песенных и романсовых интонаций (что в дальнейшем тоже будет важным качеством стиля), гармонией вокальной и инструментальной партий. Главную роль несомненно играет мелодия, поддержанная скупым, безыскусным, но выразительным сопровождением, рисующим либо звуковой образ (бег тройки в «Зимней дороге» или звон колокольчиков в финале), либо дополняющим эмоциональный образ романса («Предчувствие»).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления