Арам Ильич Хачатурян

Восьмая симфония Шостаковича — величавый трагический эпос

Как и Седьмая симфония, Восьмая (ор. 65, до минор, 1943) навеяна событиями Великой Отечественной войны, но отразила их поиному. В Восьмой симфонии события уже не столько «живописуются», сколько подвержены глубокому осмыслению. По словам Асафьева, эта симфония — «величавый трагический эпос… пережитой человечеством страшной поры», правдивое и суровое сказание об испытанном и «о безграничной выносливости человеческого сердца, не сгибаемого никакими ужасами». Поэтому в образном строе, характере тематизма, драматургии симфонии нашли свое претворение черты, роднящие ее с наиболее философской из предшествующих симфоний — Пятой (тип I части, например) и частично Шестой (тоже I часть). Но она предстает более монументальной, грандиозной, чем Пятая симфония. Трагические краски в ней значительно сгущены, более острому преобразованию подвергается тематический материал (подобно I части Седьмой симфонии). То есть Восьмая симфбния своеобразно синтезирует отдельные черты Пятой, Шестой и Седьмой симфоний.

Симфония пятичастна. Центром тяжести ее цикла является 1 часть (Adagio, до минор). Вся ее архитектоника обнаруживает связь с I частью Пятой симфонии. Как и в Пятой симфонии, драматургическим ядром цикла является тема вступительного раздела главной партии, резко контрастная другим темам экспозиции. Органично вплетаясь в экспонирование главной партии, она своими патетически-страстными интонациями драматизирует ее, придает ей внутреннее напряжение:

Главная и побочная партии мало контрастны друг другу. Главная партия — типичная для Шостаковича тема размышления, раздумья. Побочная — песнь взволнованного сердца. По внешнему своему облику она очень похожа на побочную партию I части Пятой симфонии, но образ ее иной, она более ёмкая по содержанию: сложнее ее метрическая организация (5/4), прихотливей ритмика сопровождающего фона, она и структурно богаче (три предложения в экспозиционном периоде):

Восьмая симфония Шостаковича - величавый трагический эпос

Полностью в русле драматургических принципов Шостаковича бесконфликтная экспозиция противопоставлена напряженной разработке, образующей в своем развитии три динамические волны. Первый раздел, начинаясь после сокращенного репризного проведения побочной партии, возвращает к тематизму начала симфонии
(Adagio, ц. 17), а затем разрабатывает весь материал экспозиции, приводя к первой кульминации. Второй раздел является гротескным преобразованием темы вступительного раздела главной, а далее и побочной партий (ц. 25). В кульминационной зоне он выливается в 13-голосный канон (такт 5 ц. 28). Возникающий сразу после него третий раздел (ц. 29—33) излагает тему главной партии в жанрово трансформированном виде (марш):


Реприза — генеральная кульминация части — является и трагическим венцом разработки. Гневно и страстно tutti оркестра провозглашает вступительную тему главной партии (ц. 34). В резком сопоставлении к ней подан остальной материал репризы: главная партия (скорбный монолог английского рожка, ц. 35), а затем (тоже у английского рожка) и побочная партия (ц. 38):

32

Восьмая симфония Шостаковича - величавый трагический эпос

style="width:Рисунок 14px;height:Рисунок 14px;"/>Восьмая симфония Шостаковича - величавый трагический эпос

dacz

—I

style="width:Рисунок 15px;height:Рисунок 15px;"/>Восьмая симфония Шостаковича - величавый трагический эпос

Тембровая общность тематических проведений в репризе согласуется с их образным сходством. Главная партия фактически вливается в побочную, объединяясь с ней и тонально: вместо до минора и ми-бемоль минора в экспозиции обе темы здесь звучат в до миноре и имеют сходное гармоническое развитие. Характер преобразований тем в репризе Восьмой симфонии близок преобразованиям их в Седьмой симфонии.

Кода (ц. 43—45) — краткое послесловие в части — целиком построена на материале главной партии: вступительного раздела и основной темы. Как в Пятой симфонии, она подана в характере угасания (обращение восходящих интонаций) и приводит к умиротворенному катарсису в конце (до мажор).

II и III части симфонии полностью подчинены драматургической линии сквозного развития. Это скерцо, выполненные в гротесковом (II часть) и активно-действенном (III часть) плане.

 

style="width:Рисунок 16px;height:Рисунок 16px;"/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления