Арам Ильич Хачатурян

Вторая  и третья часть восьмой симфонии Шостаковича

Вторая  и третья часть восьмой симфонии Шостаковича

 

II часть (Allegronon troppo, ми минор) — токката, огромное по силе эмоционального воздействия полотно, рисующее страшный образ разрушения. Остинатность ритма, претворяющая выразительный принцип «вечного движения», является важным моментом в создании образа этой части — механического чудовища, перемалывающего своими адскими жерновами человеческие жертвы. Средний раздел токкаты — «танец смерти», гарцующей над трупами своих жертв (ритмическая формула токкаты превратилась здесь в банальный аккомпанемент).

В репризном разделе III части музыка достигает еще не виданной до того силы напряжения: увеличивается общая динамика звучания (оркестровое crescendo), растет интенсивность в развитии за счет более компактного, сжатого, а потому и более действенного изложения материала первого раздела.

В момент мощной, леденяющей душу кульминации, заставляющей слушателя увидеть окружающий мир глазами через минуту гибнущей жертвы (это кульминация и всего цикла Восьмой симфонии), начинается пассакалья — IV часть (Largo, соль-диез минор). Начало пассакальи аккумулирует весь драматизм токкаты, но она быстро теряет энергию предыдущей части и становится скорбным монологом по поводу свершившейся трагедии.

 

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления