Арам Ильич Хачатурян

Вторая часть седьмой симфонии Шостаковича

Второй раздел разработки — уже активное действие (собственно разработка, ц. 45—51). Здесь завязывается борьба, возникает активное сопротивление, перелом в развитии. Но силы сопротивления показаны опосредованно: темы экспозиции отсутствуют, тема, появляющаяся в ц. 45, интонационно связана с темой нашествия, да и во всем ее облике больше обреченности, нежели сопротивления. Но драматургический сдвиг ясно ощущается. С этого момента исчезает необратимость в характере нашествия, и хотя по-прежнему неуклонно звучит дробь малого барабана, но в завязавшейся борьбе тема нашествия начинает ломаться, дробиться, свертываться.

В момент наивысшей кульминации (это и начало репризы) возникает тема главной партии (Moderato, до минор, ц. 52). Появление главной партии в интонационно измененном виде на кульминации всей части вскрывает важный «оптимистический заряд», заложенный в программе симфонии: тема изменена, на ней лежит печать прошедшей борьбы, в ней отчетливо слышатся черты траурного марша (трансформация признаков внутри одного жанра марша), но она устояла в борьбе, выдержала вражеский натиск. Этот момент очень важен в драматургии части. Не случайно на него указывал автор во время первых репетиций своей симфонии:

Вторая часть седьмой симфонии Шостаковича

style="width:Рисунок 10px;height:Рисунок 10px;"/>Вторая часть седьмой симфонии Шостаковича

style="width:Рисунок 11px;height:Рисунок 11px;"/>Вторая часть седьмой симфонии ШостаковичаТрагически искаженной предстает и тема побочной партии (Adagio, ц. 60). Из свободно льющейся песенной мелодии она превращена в мрачный, надломленный монолог фагота, звучит во фригийском пониженном фа-диез миноре. Метрическая организация темы — периодическая («хромающая») переменность трех и четырехчетвертного размера. Общие контуры мелодической линии сохраняются, однако в ней есть значительные интонационные изменения:

style="width:/wp-content/uploads/2013-02-27/vtoraja-chast-sedmoj-simfonii-shostakovicha_3.jpgpx;height:/wp-content/uploads/2013-02-27/vtoraja-chast-sedmoj-simfonii-shostakovicha_3.jpgpx;"/>Вторая часть седьмой симфонии Шостаковича

Обе темы, близкие в экспозиции, и в репризе переосмысливаются в сходном направлении: перенесены в минор, тонально предельно отдалены — звучат в тональностях, находящихся на расстоянии тритона. Характер репризы в целом мрачный. Лишь на момент в ней наступает просветление (переход к побочной партии на материале заключения из экспозиции, см. ц. 57—59 и 14—18).

Коду I части можно определить как воспоминание о прошедшем. Она обобщает материал части. Впервые после экспозиции темы главной и побочной партий здесь звучат в мажоре. Главная партия (ц. 66) приобретает эпическую широту, распевность, у побочной партии (ц. 68) и дополнения к ней (ц. 69) в тембре засурдиненных струнных появляется особая мягкость. Но трижды, словно пробуждая от светлых грез и возвращая к реальной действительности, перед темами возникает мрачный возглас (валторны, туба и литавры, перед ц. 66, 68, 78). В ответ на последний возглас в отдалении слышится тема нашествия соло засурдиненной трубы на фоне неизменной дроби малого барабана и аккордов staccato у фортепиано (ц. 70) и постепенно затихает (борьба еще не закончена).

В отличие от I части, в остальных частях Седьмой симфонии основной конфликт решен более обобщенно. Образы «негативного плана» лишены в них конкретности содержания.

II      часть (Moderato росо allegretto, си минор) — мягкое, лирическое скерцо, крайние разделы которого построены на двух лирических темах (ц. 72 и 76), эмоционально дополняющих друг друга и тонально объединенных. Средняя часть возвращает к образам негативного плана, данным здесь в гротескной, сатирической форме. Первая тема трио (ц. 82) — тип инфернального демонического скерцо, вторая тема (ц. 90) — злой военный марш. Как и в I части симфонии, темы первого раздела возвращаются в репризе заметно измененными, испытав воздействие музыки трио. Первая тема сокращена до размеров периода (ц. 96), вторая мрачно звучит у басового кларнета на жутковатом, призрачно мерцающем фоне флейт (ц. 97). Лишь в самом конце части восстанавливается первоначальное настроение (ц. 102).

style="width:Рисунок 12px;height:Рисунок 12px;"/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления