Вокальная Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти
В январе 1974 года композитор сделал оркестровую редакцию цикла (ор. 143а), а летом, после окончания Пятнадцатого квартета погрузился в творчество Микеланджело Буонарроти. Поводом послужило празднование пятисотлетия со дня рождения великого художника.
Для работы над вокальной Сюитой на стихи Микеланджело Буонарроти композитор пользовался старым переводом стихов А. М. Эфроса, который не во всем удовлетворял. Композитор обратился к поэту А. А. Вознесенскому с просьбой сделать новые переводы. Но работа над музыкой была столь стремительной, что, когда поэт принес новый текст, его трудно было «подогнать» к написанному. Ломать же и переделывать уже сделанное Шостакович не стал.
Сюита содержит одиннадцать контрастных по тексту, но единых по замыслу, концепции и стилю изложения частей: «Истина», «Утро», «Любовь», «Разлука)), «Гнев», «Данте», «Изгнаннику», «Творчество», «Ночь», «Смерть», «Бессмертие» (все названия даны композитором). Исповедальность здесь доведена до предела и вылилась в монологическую форму. Голос поэта сливается с голосом композитора. Цикл — единый сплав поэзии и музыки, резкие сопоставления отсутствуют, хотя образная разработка чрезвычайно богата.
Внутренняя драматургия цикла подчиняется четкому плану с прологом («Истина») и эпилогом («Смерть» и «Бессмертие»). Группировка центральных частей возможна двоякая: по принципу двух триптихов (II—IV; V—VII) и диптиха (VIII, IX) или разделяя все восемь частей поровну (II—V, VI—IX).
Поразительно интонационное единство цикла: из начальной темы вырастает почти все мелодическое строение последующих частей, содержащих два типа интонаций (секундово-терцовый и кварто-квинтовый). Важны тематические «арки» внутри цикла: № 10 («Смерть») — тема «Истины». Исследователи указывают, что цикл отмечен связями со многими более ранними произведениями: «…в начале третьего номера возникают фиоритуры, как и в романсе „Мы были вместе» из блоковского цикла, тональность „Утра» ре-бемоль мажор аналогична тональности „О, Дельвиг, Дельвиг!» из Четырнадцатой симфонии и „Мы были вместе» (та же сфера лирики); в девятом номере, „Ночь», — цитата из Ноктюрна Пятнадцатого квартета; в десятом номере, „Смерть», слышится почти точная аналогия эпизоду „Смерть поэта» из Четырнадцатой симфонии». В «Бессмертие» введен мотив, сочиненный Шостаковичем в самом начале творческого пути, — звон колокольчика из детства (как и в начале Пятнадцатой симфонии) — олицетворение рождения жизни, бесконечной, вечной.
В сюите нет фортепианного в обычном смысле сопровождения. Как и во всем позднем творчестве, фортепиано выделена роль не сопровождения, а партнера в диалоге с солистом. И как во всех поздних циклах, композитор осуществил инструментовку произведения, ибо, по свидетельству Е. Е. Нестеренко, мыслил эти циклы как оркестровые, хотя и записывал в виде клавира, так как очень спешил — боялся не успеть зафиксировать.
Премьера состоялась в декабре 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Собравшиеся тогда в зале ленинградцы видели композитора в последний раз.