Арам Ильич Хачатурян

Сюитный цикл объединяет романсы

 композиторКак в предшествующей Тринадцатой и последующей Четырнадцатой симфо­ниях, стихотворения отбирались по контрасту, но не без четкой внутренней связи, обусловленной, помимо прочего, их музыкальностью и психологической тонко­стью. Ведь композитор воплощал не столько текст, сколько подтекст стихотворе­ний. Сюитный цикл объединяет романсы: пронизанную глубокой печалью «Песнь Офелии», грозный «Гамаюн, птица вещая», интимно-нежный «Мы были вместе», тоскливо-унылый пейзаж «Город спит» (образ родного Петербурга), неистовую, подобную «злым» симфоническим скерцо «Бурю» (название номеру дано компо­зитором), таинственное Largo «Тайные знаки» (название тоже дано Шостакови­чем) — первый случай использования композитором двенадцатитонового ряда и финальная часть «Музыка» (название композитора), повествующая о цели жизни и творчества.

Все романсы объединены общей интонационной сферой, включающей на­пряженно звучащие короткие интонации (кварта, уменьшенная кварта, малая тер­ция, октава), кроме того, все романсы идут без перерыва. Изобретательно решена инструментовка цикла. Солирующее сопрано выступает в сопровождении различ­ных инструментов или разных, причем не повторяющихся их комбинаций, обра­зуя сначала «дуэты» (с виолончелью, фортепиано и скрипкой), далее «трио» (с виолончелью и фортепиано; скрипкой и фортепиано; скрипкой и виолончелью) и, наконец, «квартет» всех исполнителей. Цикл посвящен Г. П. Вишневской.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления