Арам Ильич Хачатурян

Concerto grosso № 1 (1976—1977) Шнитке

Concerto grosso № 1 (1976—1977) Шнитке цикл

В музыке Concerto grosso № 1 (1976—1977) Шнитке удается убедительно воплотить художественную концепцию, суть которой состоит в многомерности сегодняшнего мира. Музыка Concerto grosso утверждает победу духовного, гуманистического начала над банальным и злым. Этому способствуют излюбленные тембры струнных (Шнитке много пишет инструментальной музыки, и тембры струнных наиболее явственно способны выразить его идеи), точная драматургическая выстроенность цикла, а также особая внутренняя динамика, таящаяся в недрах жанра инструментального концерта (его барочной модели) и блистательно реализованная мастером. Особую роль играют диалоги (а не просто состязательность) солистов и оркестра, а самое главное — внутри партий soli и tutti. Огромна роль полифонии, главным образом канонических приемов изложения. Их разнообразие дает право считать Concerto grosso своего рода маленькой энциклопедией канона.

Криотерапия помогает музыкантам оставаться красивыми и бодрыми даже во время бурных гастролей. В Concerto grosso композитор не придерживается ортодоксальной додекафонной техники, хотя частично она ему служит (см. прелюдию, ц. I)88. Интонационным и драматургическим стержнем Concerto grosso становится секундовая интонация, точнее, интонационная формула с секундовыми опеваниями и возвращением к исходному тону. Это как бы звуковое изображение круга, креста, интонационный комплекс, напоминающий музыкально-риторическую фигуру circulatio89 в музыке барокко. Она завуалированно присутствует уже в фортепианном вступлении Прелюдии (т. 2, 4—5), а затем, в более явственных очертаниях, появляется в ц. 1 и особенно в ц. 4. Здесь вступает выразительная текучая тема у солирующей скрипки в тактах 5—6, в которой зашифровано имя Баха (последовательность тонов— с, h, а, Ь).

Тема BACH является стержневой темой концерта, своего рода «сверхтемой». Очертания ее слышны во многих кульминационных лирических точках композиции, особенно там, где явствен авторский голос, — в Прелюдии, Речитативе. Звуки баховской монограммы завершают концерт—квартовые флажолеты у солистов, выдержанная педаль в партии струнного оркестра и фортепиано: круг замкнулся . Указанный тематический комплекс представляет «центральный элемент системы» (Ю. Холопов), объединяя концерт на разных уровнях.

В Concerto grosso шесть частей: Прелюдия, Токката, Речитатив, Каденция, Рондо, Постлюдия. Прелюдия и Постлюдия служат его обрамлением (начало — интонационная «праформула» и эпилог). Заметим, что II часть (Токката) следует после Прелюдии attacca. Та же attacca ведет от остроконфликтной и развернутой V части (Рондо) к эпилогу-Постлюдии. Если прослеживать интонационно-тематические связи дальше, то увидим, что в конце V части вступает тема препарированного фортепиано, открывающая концерт (Andante, ц. 29), в той же тональности c-moll. Это реминисценция. Подобной же реминисценцией-аркой представляется и Речитатив (V часть) по отношению к Прелюдии. В композиции, таким образом, можно заметить черты концентричности и рондообразности (вновь идея круга).

Как видим, композитор ориентируется на усложненный жанр старинного инструментального концерта. В частности, опорными точками композиции остается барочная модель темповых контрастов: быстро — медленно — быстро (токката — речитатив — рондо). Исследователи указывают на использование в музыке Concerto grosso «множественности моделей в их прямом столкновении».

Музыка Concerto grosso вызывает множество ассоциаций: вот банально-чувствительные интонации романсовой до-минорной Прелюдии (как на разбитом фортепиано!):

 Вот вступают солисты с ля-минорной огневой Токкатой (как у Вивальди — хочется сказать), а там уже слышна по-гайдновски веселая тема с репетициями (в Токкате, ц. 9)94:

Описание: C:Users1AppDataLocalTempFineReader11mediaimage87.png

 

Наконец, узнаваемы слухом бетховенские секвенции — ходы в рефрене напряженно-стремительного Рондо (ц. 2). Но самое неожиданное по стилю «переключение» от серьезного к банальному подстерегает нас дальше — композитор вводит в композицию Рондо пошловатое утрированно-банальное танго. На фоне синкопированного ритма тема проводится у чембало (!), а затем — у солирующей скрипки. Это самый яркий стилевой контраст внутри концерта.

Отметим эпизоды Рондо — ц. 3 (каноны I и II скрипок); ц. 6— 7 — звучание темы ВАСН; ц. 8 — полифония пластов — репетиции (ПП martellato чембало и basso ostinato у струнных); ц. 9 — «собирание» звуков репетиций и фигураций в аккордику; ц. 10 — тема прелюдии в битональном проведении у чембало (си минор — си-бемоль минор); ц. 11 — тема в каноне по нисходящим секундам у струнной группы {cis, с, h, b, a, gis); ц. 14 — Meno mosso — танго. Внутри рондальной формы ощутима динамическая реприза (ц. 19); ц. 22 — рефрен двойными нотами у солистов. Самое яркое проведение рефрена — синтетическая кода, полифоническое единение тем: тема рефрена — у солистов в каноне; тема танго — в ансамбле первых скрипок; Токкаты — вторых скрипок; Прелюдии — у альтов; побочной партии из Токкаты — у виолончелей.

«Быть может, решение это стоит на грани дозволенного в искусстве. Оно говорит об экспансии современной массовой культуры, которая есть подавляющая реалия современного бытия и потому способна вторгаться в замкнутый круг самого что ни на есть рафинированного сознания», — пишет исследователь.

Как видим, стилевые антитезы Шнитке возводит в закон. Казалось бы, сопрягается несопрягаемое: Бах, Вивальди — и пошлый танец, шлягер, банальный романс. Однако мастеру не просто удается слить их в едином звуковом потоке. Его концепция глубоко убеждает.

80-е годы вносят в музыку Шнитке не только масштабные концепции. Сам их характер приобретает большую органичность. Любование красотой, ощущение гармонии мира — это слышно уже во Второй симфонии «St. Florian», в музыке эпилога к балету «Пер Гюнт», в Хоровом концерте на стихи средневекового армянского поэта-философа Григора Нарекаци.

Музыка Шнитке отражает биение пульса человека нашего сложного времени. В ней ощущается органическая спаянность высочайшего интеллекта и столь же высокой пробы эмоционального тока. Именно современный строй сложнейшего музыкального мира Шнитке делает его одним из любимых композиторов молодого поколения слушателей.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления