Темы экспозиции Первой симфонии Шостаковича
Темы экспозиции тоже имеют яркую и точную характеристику. Их контраст соответствует классическому типу соотношения мужественно-волевой главной и женственно-лирической побочной темы. Однако этот контраст не достигает уровня противопоставления. Обе темы имеют прямые интонационные связи с элементами вступления, а через них, опосредованно, и между собой. Они поданы автором как равноправные персонажи комедии масок, а в создании особой иронически-театральной направленности всех тем ведущую роль играет все та же тема вступления. Основной контраст тем экспозиции достигается различными их жанровыми истоками. Главная партия с ее четким, графическим рисунком мелодии выдержана в характере марша, побочная — вальс, холодно-призрачный, капризный, в стиле танцев театрально-кукольных примадонн. Образ этот неживой, бесстрастный: решающую роль играет здесь тембр флейты, которая исполняет тему в самом первом ее проведении (в этом тоже чувствуется влияние партитуры «Петрушки» Стравинского):
В более позднем творчестве Шостаковича такую четкую структуру темы, как в главной партии (8 + 8), найти трудно. Квадратность и четкая периодичность побочной партии несколько замаскированы «выписанными» чувствительными ферматами в вершинах фраз.
Образный контраст тематического материала подчеркивался структурной обособленностью, замкнутостью как самих тем, так и крупных разделов формы. В крупном плане — это обрамление всей части тематически сходными вступлением и заключением. На уровне тематизма — четкая трехчастная структура вступления и главной партии, двухчастная репризная форма в побочной партии, помимо этого, у побочной партии есть дополнение, сообщающее всей экспозиции I части большую композиционную замкнутость, отчлененность от разработки.
Из-за отсутствия конфликта в экспозиции он смещается в разработку, которая целиком противостоит экспозиции (важная черта симфонической драматургии зрелого периода). Разработка проходит несколько этапов развития. Вступительный раздел (в основном на материале темы вступления — второй и первый ее элементы) подводит к интенсивному развитию главной партии (ц. 22—23), а далее к первой кульминации, первому tutti части (ц. 24—26): побочная и главная партии звучат одновременно (в коде материал этого раздела повторяется — ц. 39—41). Правда, побочная партия звучит здесь как фон, контрапунктирующий маршеобразной главной партии, подчиняясь ее метру, но облик ее изменился. Из холодного, капризного вальса тема трансформируется в общие формы механического движения, однообразные и тупые. Мелодико-интервальная сторона темы при этом сохранена полностью. Налицо прообраз будущих жанровых трансформаций тем в разработках первых частей симфонического цикла Шостаковича.
Последний раздел разработки — подход к генеральной кульминации (ц. 27—28) и кульминация части (ц. 29). Фанфарная тема вступления звучит здесь с небывалым до того напряжением, обостренно, без гармонической поддержки, в унисонах верхнего регистра, звучит неистово и нарочито резко (каноническая имитация в верхнюю малую нону), как провозглашение (тоже типичная черта поздних симфоний Шостаковича). Появление темы вступления на гребне главной кульминации знаменует поворот в драматургическом развитии I части. Следует сокращенная реприза. Она быстро «гасит» достигнутое в разработке напряжение. Реприза сильно сокращена: от главной партии остается лишь репризный раздел, который и подводит к побочной партии; последняя, напротив, сохраняет свой облик, размеры, оркестровку (как будто «события» разработки не коснулись ее). Интересно, что между темами в экспозиции и репризе сохраняется неизменным тип тональных соотношений: f—As в экспозиции и d—F в репризе.
Кода в начальном своем разделе функционально аналогична разработке, но не только не достигает высот ее напряжения, а наоборот, быстро «свертывает» ход событий.