Арам Ильич Хачатурян

Пятая симфония Шостаковича — произведение мирового значения

Пятая симфония Шостаковича - произведение мирового значения

С момента создания Пятая симфония (ор. 47, ре минор, 1937) утвердилась как произведение мирового значения. Современники оценивали ее как выдающееся явление среди симфоний последних двадцати лет (Е. А. Мравинский). Они услышали в ней простоту языка, напевность, «монолитность оркестрового воплощения» (М. И. Чулаки). Образный строй симфонии понимался как оптимистическая трагедия, воплощающая идею «становления человеческого духа» (А. Н. Толстой).

Однако было и другое понимание концепции симфонии. Иные из слушателей воспринимали финал как недостаточно органичное завершение произведения".

Двоякое слушательское восприятие сопровождает произведение на протяжении всей его жизни. Ведь лишенное объявленной программы, содержательно ёмкое, оно допускает и разные исполнительские трактовки. Примеры тому — яркое, однозначно оптимистическое, с лучезарным концом прочтение JI. Бернстайна и необыкновенно глубокая по мысли, по ощущению музыки Шостаковича, руководившего подготовкой премьеры, трактовка Мравинского, с подчеркнуто жестким, трагическим, хотя и мажорным концом.

Пятая симфония знаменует начало зрелого периода в творчестве композитора. После образной, тематической, композиционной «избыточности» Четвертой симфонии Пятая отточенностью языка, продуманностью общего замысла и деталей свидетельствует о серьезном пересмотре автором своих творческих установок.

Это была первая из исполненных сразу после своего создания симфонических трагедий Шостаковича — жанра, которому он оставался верен в дальнейшем в течение всей жизни, которому настойчиво завоевывал право на существование в советском музыкальном искусстве.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления