Первая часть седьмой симфонии Шостаковича
Закономерности композиции I части отражают тип драматургического конфликта, заложенного в симфонии в целом. Экспозиция не имеет вступления, а сразу начинается с изложения тем, не образующих конфликта. Их жанровая основа создает особый тип контраста при образном единстве (картины мирной Родины), а потому имеет огромное значение. Маршевость энергичной главной партии, воплощающая более четко организованное начало, и песенность побочной партии (состоящей из двух тем, ц. 6 и 8) соотносятся как две стороны жизни человека—труд и отдых, активная деятельность и мечта. Эти темы и тонально связаны на основе классического соотношения тоники и доминанты (до мажор и соль мажор). Завершается экспозиция умиротворенным звучанием солирующей флейты и засурдиненной скрипки на фоне струнных, мягко переводя музыку в сферу параллельного минора (безмятежное мирное утро перед войной):
Конфликт возникает не внутри экспозиции, а между всей экспозицией и разработкой. Образы экспозиции и разработки контрастны по своему существу, они несовместимы, как война и мир в жизни. Драматургическим противопоставлением экспозиции и разработки композитор достигает передачи внешнего характера конфликта (вторжение вражеского нашествия в мирную жизнь нашей Родины) и тем самым подчиняет закономерности музыкальной формы программному содержанию музыки.
Первый раздел разработки составляет «эпизод нашествия» (ц. 19—44), создающий образ-портрет врага. Эпизод построен как вариации на неизменную тему (сопрано остинато и остинатный ритмический фон). Это нарочито примитивный марш. Остинатность ритмического фона и неизменность мелодии вскрывают механистичность, внутреннюю статику образа, марионеточность фашистской машины, ее «окостенение». Общий принцип вариаций — оркестровое crescendo — позволяет создать иллюзию движения, приближения образа, раскрытия в нем все новых и новых черт: композитор не просто рисует, а со всей беспощадностью обличает врага, злую звериную, варварскую его сущность: