Арам Ильич Хачатурян

Переезд Свиридова в Москву

Переезд Свиридова в Москву

После переезда в Москву, в 1956 году, большой размах приобретает и музыкально-общественная деятельность Свиридова: он избирается в правление Союза композиторов РСФСР, а в 1968 — 1973 годах возглавляет Союз композиторов РСФСР, выступает в печати со статьями, много делает для возрождения русской хоровой культуры. Особенно плодотворной была его дружба и совместная деятельность с замечательным, рано умершим хормейстером А. Юрловым, огромным энтузиастом хорового дела. Триумфальный успех хоровых сочинений Свиридова, в частности «Патетической оратории», исполненной у нас и за рубежом, — это и успех Юрлова.

Постепенно складывается круг исполнителей-вокалистов, многие из которых по сей день верны музыке Свиридова: А. Ведерников, А. Масленников, Е. Образцова, Е. Нестеренко, И. Архипова, позже Д. Хворостовский. Часто они выступали в ансамбле с автором, который был известен как тонкий интерпретатор не только своей музыки, но и романсов Глинки, Бородина, Мусоргского. Однако вся эта разносторонняя деятельность не могла отвлечь композитора от главного дела жизни. После небольшой паузы, в начале 60-х годов, когда осмысливались и постепенно входили в практику новые жанровые и стилевые открытия, так же как и в 50-е годы, начали появляться, буквально тесня друг друга, новые сочинения: вокальный цикл для четырех солистов, фортепиано, скрипки и виолончели «Петербургские песни» на слова Блока (1961—1963), маленькая кантата на слова Есенина «Деревянная Русь» (1964), кантата «Курские песни», удостоенная Государственной премии СССР (1964), оркестровые сочинения: Маленький триптих и Музыка для камерного оркестра (1964), маленькая кантата на слова Пастернака «Снег идет» (1965), музыка к кинофильмам «Метель» (1965—1974), «Время, вперед!» (1967), два хора на стихи Есенина. А кроме этого ряд сочинений, которые до сих пор не исполнены. Произведения 60-х годов имеют ряд особенностей. В творчестве Свиридова, как и в искусстве тех лет, ясно проступает стремление к камерности. Появляются маленькие кантаты (жанровая разновидность, введенная в отечественную музыку Свиридовым). Каждое сочинение отмечено оригинальностью композиции, исполнительского и стилистического решения.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления