Стиль музыки Свиридова
Музыка Свиридова обладает свойством вызывать непосредственный душевный отклик как что-то знакомое, как будто бы уже слышанное, и в то же время она всегда неожиданна в свежести интонаций, гармоний, в искусном плетении хоровых голосов. Говоря о стиле музыки Свиридова, отмечают прежде всего необычный сплав простоты и новизны, неповторимый творческий почерк. Однако не всегда композитор встречал понимание. Некоторые музыканты считали и считают, что в наш век поисков нового языка, необычных выразительных средств его музыка слишком проста, традиционна. Но Свиридов неуклонно следовал давно выработанному «непреложному правилу творческой практики: если есть возможность изложить одну и ту же мысль более или менее сложно — всегда нужно без колебаний выбрать второе»10. Простота и естественность музыки Свиридова вырастает из опоры на национальные традиции. Еще Б. В. Асафьев говорил о простоте как «основной категории русской эстетики и первокачестве классического русского стиля, в особенности в его монументально-пластических проявлениях: ибо тут сходятся и новгородские и владимиро-ростовско-суздальские соборы и фрески, и Лев Толстой… и Глинка с Бородиным, и Репин, Суриков… и философия эпической красоты русского подвига»".
Ощущение русской национальной природы музыки Свиридова возникает из множества слагаемых. Почти не цитируя фольклорных мелодий, композитор свободно растворяет в своей музыке интонации крестьянской и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен. Важнейшую выразительную нагрузку несет мелодия. Свиридов — один из немногих современных композиторов, кто вернул мелодии ее главенствующую роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией. Это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда ее необычное строение, часто кварто-секундовое в своей основе. Гармония играет не функциональную, а фоническую роль: в ней — ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов. Такую же колористическую роль играет и оркестр, прозрачный, раскинутый по разным регистрам, часто включающий необычные инструменты. У Свиридова немного симфонических сочинений, а между тем он создал свой оркестровый стиль, в котором удивительным образом сочетается ощущение вокального, хорового звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Это оркестр глубокий и мощный и одновременно лирический, почти аскетически строгий и праздничный, сверкающий, звенящий.
Но особенно много нового внес композитор в сферу хоровой звукописи. Он довел до совершенства звучание хора, которому оказались подвластны самые тонкие, дотоле неизвестные приемы и оттенки. В последних произведениях трактовка хора a cappella особенно новаторская и виртуозная. На нем лежит вся выразительная и колористическая нагрузка, ведь оркестр в этих сочинениях отсутствует.
В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух и трехчастными и особенно куплетными, которые, однако, творчески развивает. Благодаря постоянной, пронизывающей все произведение вариантности его формы становятся сквозными, и чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет. Композиция же кантатно-ораториальных сочинений — новаторская, гибкая, хотя и опирающаяся на прочные народно-национальные традиции. Каждый раз иная, в зависимости от замысла, она в то же время имеет во всех произведениях устойчивые, повторяющиеся черты.
style=""/>