Арам Ильич Хачатурян

Свиридов в годы войны

В годы войны, живя в Новосибирске, а затем в Ленинграде, Свиридов расширяет жанровые границы своего творчества. Он обращается к массовым песням и театральным жанрам: появляется музыкальная комедия «Раскинулось море широко», музыка к театральным спектаклям и кинофильмам (музыка к кинофильму «Поднятая целина» была создана еще до войны, в 1939 году). Это стимулировалось тем, что в Новосибирск были эвакуированы многие театры, в том числе Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина, Ленинградская филармония, в Барнауле находился Московский камерный театр А. Таирова. Свиридов написал музыку ко многим спектаклям этих театров.

Продолжается работа в сфере театральной и киномузыки и после войны. Исследователи не проявляли большого интереса к этой области свиридовского творчества, считая ее, вероятно, «прикладной», побочной. Действительно, она разнообразна по сюжетам и пестра по стилю (музыка к спектаклям «Отелло» и «Рюи Блаз», «На бойком месте» Островского и к кинофильму «Поднятая целина»). Но эти работы сыграли свою роль в формировании композитора, расширив его творческие горизонты, обогатив стиль, сообщив ему демократичность и театральную, зримую конкретность.

В целом жанровая «иерархия» раннего свиридовского творчества оказывается совсем иной, чем в послевоенные годы. Первые два десятилетия дают огромное разнообразие жанров, при этом инструментальные сочинения и музыка к спектаклям и фильмам явно доминируют, а среди вокальных сочинений — отдельные песни, циклы, обработки и почти полное отсутствие хоровой музыки. Начиная же с 50-х годов внимание композитора почти целиком сосредоточивается на вокальной музыке, в которой особенно важную роль играют именно хоровые произведения, а инструментальная музыка представлена лишь несколькими сочинениями, в основном выросшими из музыки к кинофильмам. Рубежом, обозначившим резкий поворот в творчестве Свиридова, и по существу началом зрелого этапа его творчества можно считать поэму на слова армянского поэта А. Исаакяна «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано (1950). Одно за другим появляются произведения, каждое из которых становится событием музыкальной жизни: Песни на слова Р. Бернса — чуткое и глубокое проникновение русского художника в иную национальную культуру, «Поэма памяти Сергея Е с е н и н а», вокальный цикл «У меня отец — крестьянин» на слова Есенина, Пять хоров без сопровождения на стихи русских поэтов, «Патетическая оратория». И все это создано в одно десятилетие! Словно долго скованный подземный ключ наконец вырвался на свободу и разлился мощным потоком.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления