Арам Ильич Хачатурян

Вокальная Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти

 поэт

В январе 1974 года композитор сделал оркестровую редакцию цикла (ор. 143а), а летом, после окончания Пятнадцатого квартета погрузился в творчество Микеланджело Буонарроти. Поводом по­служило празднование пятисотлетия со дня рождения великого ху­дожника.

Для работы над вокальной Сюитой на стихи Мике­ланджело Буонарроти композитор пользовался старым пе­реводом стихов А. М. Эфроса, который не во всем удовлетворял. Композитор обратился к поэту А. А. Вознесенскому с просьбой сде­лать новые переводы. Но работа над музыкой была столь стреми­тельной, что, когда поэт принес новый текст, его трудно было «по­догнать» к написанному. Ломать же и переделывать уже сделанное Шостакович не стал.

Сюита содержит одиннадцать контрастных по тексту, но единых по замыслу, концепции и стилю изложения частей: «Истина», «Утро», «Любовь», «Разлука)), «Гнев», «Данте», «Изгнаннику», «Творчество», «Ночь», «Смерть», «Бессмертие» (все названия даны композитором). Исповедальность здесь доведена до предела и вылилась в монологическую форму. Голос поэта сливается с голосом композито­ра. Цикл — единый сплав поэзии и музыки, резкие сопоставления отсутствуют, хотя образная разработка чрезвычайно богата.

Внутренняя драматургия цикла подчиняется четкому плану с прологом («Ис­тина») и эпилогом («Смерть» и «Бессмертие»). Группировка центральных частей возможна двоякая: по принципу двух триптихов (II—IV; V—VII) и диптиха (VIII, IX) или разделяя все восемь частей поровну (II—V, VI—IX).

Поразительно интонационное единство цикла: из начальной темы вырастает почти все мелодическое строение последующих частей, содержащих два типа ин­тонаций (секундово-терцовый и кварто-квинтовый). Важны тематические «арки» внутри цикла: № 10 («Смерть») — тема «Истины». Исследователи указывают, что цикл отмечен связями со многими более ранними произведениями: «…в начале третьего номера возникают фиоритуры, как и в романсе „Мы были вместе» из блоковского цикла, тональность „Утра» ре-бемоль мажор аналогична тональности „О, Дельвиг, Дельвиг!» из Четырнадцатой симфонии и „Мы были вместе» (та же сфера лирики); в девятом номере, „Ночь», — цитата из Ноктюрна Пятнадцатого квартета; в десятом номере, „Смерть», слышится почти точная аналогия эпизоду „Смерть поэта» из Четырнадцатой симфонии». В «Бессмертие» введен мотив, сочиненный Шостаковичем в самом начале творческого пути, — звон колокольчи­ка из детства (как и в начале Пятнадцатой симфонии) — олицетворение рождения жизни, бесконечной, вечной.

В сюите нет фортепианного в обычном смысле сопровождения. Как и во всем позднем творчестве, фортепиано выделена роль не сопровождения, а партнера в диалоге с солистом. И как во всех поздних циклах, композитор осуществил инст­рументовку произведения, ибо, по свидетельству Е. Е. Нестеренко, мыслил эти циклы как оркестровые, хотя и записывал в виде клавира, так как очень спешил — боялся не успеть зафиксировать.

Премьера состоялась в декабре 1974 года в Малом зале Ленин­градской филармонии. Собравшиеся тогда в зале ленинградцы ви­дели композитора в последний раз.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления