Арам Ильич Хачатурян

Финал восьмой симфонии Шостаковича

Финал восьмой симфонии Шостаковича

 

Несмотря на относительную образную простоту, финал композиционно довольно сложен. Он несколько эпичен, замедлен в развитии, что затрудняет восприятие всей конструкции при отсутствии контраста в тематизме. В целом форма финала рондо-сонатная (постоянное чередование темы главной партии с другими тематическими образованиями) с чертами концентричности (зеркальная реприза с обратным порядком изложения тем: побочная партия, тема из среднего раздела главной партии и сама главная партия). В этом смысле очень логичны тональные соотношения в тематизме финала, терцово-диатонические и хроматические внутри разделов формы и одноименные на расстоянии между тональностями соответствующих тем в экспозиции и репризе.

Средний раздел части — разработка. Она состоит из большого фугато на материале главной партии (рефрен, ре-бемоль мажор, ц. 141) и напряженного по динамике раздела, приводящего к кульминации финала. В ней как напоминание о напряженнейших моментах I части симфонии звучит ее главная тема (Adagio, ц. 159).

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления