Зрелое творчество Свиридова
В зрелом творчестве Свиридова параллельно развивались две жанровые линии: камерная вокальная музыка (песни, романсы, циклы) и крупные хоровые сочинения. Между ними устанавливается много общего: круг тем, особенности драматургии (в циклах), принципы развития. Однако кантатно-ораториальные сочинения занимают совершенно особое место. Это центр художественного мира, средоточие раздумий, чувствований, стилистических находок композитора. Кантатно-ораториальный жанр — как бы пограничная полоса, где встретились и пересеклись индивидуальный композиторский стиль и широкие национальные художественные традиции, история и современность, народное и профессиональное.
Вокальное произведение — это всегда проблема слова и музыки. Свиридов превосходно знал русскую и зарубежную поэзию. Он первым ввел в музыку Б. Пастернака, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, по-новому услышал Есенина и Блока, «распел» Маяковского, глубоко оригинально, глазами русского художника увидел Исаакяна, Бёрнса и Шекспира. Есть у него и свой круг поэтов, к которым он обращался чаще всего. Это Есенин, Блок, Пушкин. Каждый из них по-своему был близок и дорог Свиридову, прежде всего своим неповторимым чувством родины и национальной истории. Композитор как бы собирает у разных поэтов то, что созвучно его мыслям и чувствам, создавая широкую панораму России. Во «взаимоотношениях» с поэтами у Свиридова наблюдается определенная закономерность. Композитор постепенно «укрупняет» связь с творчеством того или иного поэта, ведет нить от отдельных песен к циклам, а затем к крупным ораториальным сочинениям на его стихи. В этом отразилась общая эволюция творчества композитора: от частного к обобщениям.