Арам Ильич Хачатурян

«Петербургские песни» на слова А. Блока — Свиридова

«Петербургские песни» на слова А. Блока - СвиридоваОсобое место среди вокальных циклов занимают «Петербургские песни» на слова А. Блока для 4-х солистов. Уже исполнительский состав говорит о присутствии здесь разных персонажей и о большой доле театральности. Поэта же как центральной фигуры здесь нет. Он постоянно перевоплощается в своих героев и в то же время наблюдает их как бы со стороны, а герои его — жители петербургских подвалов и чердаков. Поэт видит их труд и бедность, любовь и смерть и редкие праздники (овеянные таинственной поэзией «Вербочки», характерная сценка «На Пасхе»). Есть здесь и лирическое отступление, тихая «Колыбельная» — словно ласковое слово сочувствия автора своим исстрадавшимся героям. В этом цикле Свиридов опирается на иные традиции русской музыкальной культуры и быта. Это прежде всего городской романс, шарманочные наигрыши, цыганская песенность, отголоски городских жанровых сценок Мусоргского.

«Петербургские песни» были последним вокальным циклом. Позже композитор составил из отдельных песен сборник «20 песен на стихи А. Блока», но между ними нет драматургических связей.

 

Последнее по времени создания крупное сочинение для голоса и фортепиано — поэма «Отчалившая Русь» на слова Есенина (1977). Как и первая поэма, «Страна отцов», это истинно эпическое произведение. В «Отчалившей Руси» всё происходящее в мире видится глазами единственного героя — Поэта, всё пропущено сквозь его сердце. Это не мешает развернуть широкую, противоречивую и трагическую картину эпохи — самой сложной в нашей истории (стихотворения, положенные в основу произведения, написаны Есениным в 1917—1920-х годах).

 

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления