Арам Ильич Хачатурян

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. И. ХАЧАТУРЯН (1903—1978)

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. И. ХАЧАТУРЯН (1903—1978) образАрам Ильич Хачатурян — одно из значительных художественных имен XX века. Свидетельств большой прижизненной славы композитора много. Балет «Спартак», не сходивший со сцен театров мира и прежде всего отечественной, балет, на который невозможно было попасть, «Танец с саблями» из «Гаянэ», согласно статистике побивший все рекорды по частоте появления в мировом радиоэфире, знакомая буквально каждому современнику композитора его музыка к лермонтовскому «Маскараду». Можно вспомнить, как С. Кусевицкий телеграфировал в Москву, продирижировав фортепианным концертом Хачатуряна в 1942 году в Бостоне, о том, что не помнит такого успеха нового сочинения за последние 20 лет своей деятельности.

Творческая судьба Хачатуряна похожа на увлекательную повесть. Приехав из Тифлиса в Москву, восемнадцатилетний армянский юноша, не знавший даже нотной грамоты, получил первоклассное музыкальное образование и вскоре заявил о себе как о зрелом, самобытном художнике. Хотя в Закавказье к тому времени уже сложилась профессиональная композиторская школа европейского типа, именно музыка Хачатуряна стала явлением мировой культуры и стимулировала важнейшую для музыкального искусства XX века тенденцию — выход за пределы европейской традиции к восточной (причем выход качественно иной, нежели западноевропейская или русская ориенталистика).

Вопрос взаимодействия художественных миров Запада и Востока достаточно сложный, не имеющий однозначного ответа. В истории советского государства по отношению к национальным традициям поначалу обладала политика нивелирования, приведения к некоей схеме реального многообразия. Имена прямых предшественников Хачатуряна в Армении — Комитас, А. Спендиаров, в Азербайджане — У. Гаджибеков, М. Магомаев, в Грузии—З. Палиашвили, Д. Аракишвили. Им пришлось нелегко, так как сторонники европоцентризма оспаривали некоторые специфические свойства восточных традиций, считая их примитивными. Созданное этими композиторами отошло сегодня на второй план. Однако чистота, безыс- кусность стиля и честность художественных намерений, наконец, талантливость не позволяют считать их музыку малоценной. Позднее, когда тенденция национально-почвенной культуры стала приоритетной, в этом русле было создано много конъюнктурных сочинений, эксплуатировавших саму идею национально-этнического. Вопрос о развитии восточной музыкальной культуры как идеологический и чисто теоретический отступает, когда мы имеем дело с таким феноменом, как музыка Арама Хачатуряна. Ярко индивидуальный, богатый, а также единый стиль композитора и содержит в себе ответ на вопрос, каким может быть национальный стиль, в частности художника середины XX века.

Родился Хачатурян 6 июня 1903 года в Тифлисе. О своей семье композитор писал: «Отец мой, Егия (Илья) Хачатурян происходил из крестьян, издавна проживавших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, расположенной вблизи гор. По соседству с Верхней Азой находилась деревня Нижняя Аза, откуда родом моя мать. Думаю, тоже потомственная крестьянка»1. Фотографии запечатлели облик родителей композитора. Необыкновенной красотой и мягкой одухотворенностью пленяет лицо матери—Кумаш Сергеевны. Полная грации, пластичности, природной музыкальности, мать Арама прекрасно танцевала и пела. Отец Хачатуряна, тринадцати лет покинув родную деревню, переселился в Тифлис, освоил профессию переплетчика и впоследствии смог приобрести переплетную мастерскую у своего бывшего хозяина.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления