Арам Ильич Хачатурян

Распевная II часть (Andante sostenuto) концерта для скрипки с оркестром Хачатуряна

Распевная II часть (Andante sostenuto) сменяет звучащую на едином дыхании первую. После задумчивого, несколько хмурого вступления у солирующей скрипки в полный голос звучит страстная песня любви. Инструментальная кантилена на фоне легкого, деликатного сопровождения струнных исполнена непосредственной чувственной красоты:

Варьируя мелодическую основу, насыщая ее кружевным орнаментом подпевающих голосов, интенсивным ладогармоническим развитием, оркестровыми перекрашиваниями, композитор достигает огромного внутреннего напряжения, сохраняя естественность и непрерывность мелодического течения.

Сложная трехчастная форма Andante складывается из смен контрастных состояний. Основная тема написана в простой трехчастной форме. Середина ее, насыщенная хроматически извилистыми интонациями, устремленными вверх гаммообразными и ломаными нисходящими пассажами, звучит в далекой тональности фа-диез минор (основная тональность II части — ля минор).

Репризное звучание основной темы экспрессивнее экспозиционного. Исподволь ускоряющееся движение, растущая взволнованность приводят к патетическому взрыву (т. 128), характерному для лирических тем Хачатуряна. Кульминационное напряжение находит разрядку в переключении состояния. Звучит сумеречно-тревожная музыка средней части, Andante (раздел improvisato, con licenza до a tempo), в основе его угадывается мотив вступления к этой части. Тематическое изложение его приближено к мугаму: длительный секвенционный поток, в основе которого — попевка речитативного склада с характерным сочетанием мелких длительностей, оплетающих выдержанные тона. Можно указать и на типичное для мугамной фактуры сочетание статичного бурдонного тона и подвижной мелодической декламации:

 

Распевная II часть (Andante sostenuto) концерта для скрипки с оркестром Хачатуряна

В сокращенной репризе (средний и репризный разделы первой темы отсутствуют) основная тема-мелодия звучит в низком регистре (скрипка играет на струне Соль, так называемом баске), обретая характер зрелой сдержанности чувства. В изложении больше, чем в экспозиции, подчеркивается диалогичность (скрипке вторит кларнет). И еще ярче выписана кульминация темы—экспансивный взрыв чувства приводит к тому, что фактура от почти камерной мгновенно разрастается до полного состава оркестра. Не часто находится образец музыки, столь радостно-упоительной, искрящейся виртуозным блеском, какой представляет собой финал Скрипичного концерта Хачатуряна.

Громогласное вступление, основанное на ритмическом остинато, нагнетает энергию, готовит появление жанрово-танцевальных тем, вводит в мир обобщенно-народных образов.

 

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления