Арам Ильич Хачатурян

Жизнь Хачатуряна

 

Жизнь Хачатуряна темаЖизнь молодого человека не ограничивалась только учебой: нужно было зарабатывать себе на жизнь. Первые годы пребывания в Москве он ходит грузить тюки и бутылки с вином в Государственном винном подвале Армении, по воскресеньям поет в хоре армянской церкви. После трех лет учебы подрабатывает репетиторством, занимаясь сольфеджио и теорией музыки с отстающими учениками техникума.

Ну и, конечно, жадно впитывает в себя события музыкальной жизни. Созвездие имен, с искусством которых Хачатурян знакомится в это время, впечатляет: К. Игумнов, М. Полякин, Н. Мильштейн, П. Монте во главе Бостонского оркестра, О. Клемперер. Большое влияние на формирование творческого склада Хачатуряна, по его собственному признанию, оказывали творческие связи с искусством Армении. Хачатурян сотрудничает с московским Домом культуры Советской Армении, встречается с артистами, художниками и музыкантами Армении. Но главная роль в становлении творческой натуры композитора принадлежит его духовным наставникам.

техникуме это — М. Ф. Гнесин (класс композиции) и Р. М. Глиэр (класс инструментовки); в консерватории, куда Хачатурян поступает в 1929 году, — Н. Я. Мясковский (класс композиции), С. Н. Василенко (класс инструментовки), Г. Э. Конюс (класс полифонии).

Не все на пути овладения профессиональным мастерством было гладким и безупречным. И может быть, наиболее сложным стало для Хачатуряна осознание собственной творческой направленности. Народно-национальная музыкальная основа глубоко укоренилась в сознании Хачатуряна, и он не стремился освободиться от нее. Но порой специфически восточные темы Хачатуряна входили в противоречие с европейскими типами форм, например, не укладывались в схему фуги по баховским канонам, которых просил придерживаться Гнесин. И все же в этих ранних полифонических образцах Хачатуряну удавалось достичь интересных результатов. К созданным в 1928 — 1929 годах фугам для фортепиано он возвратился почти через 40 лет и, подписав к каждой фуге развернутый речитатив, создал цикл «Семь речитативов и фуг». Неизвестные ранее из-за самокритичного отношения автора, фуги сразу же после опубликования вошли в исполнительский репертуар. И в декламационном складе речитативов, и в мелодико-ритмическом облике фуг непосредственно ощутимы народно-национальные музыкальные истоки.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления