Арам Ильич Хачатурян

Вторая часть Первой симфонии Шостаковича

 

II часть симфонии (Allegro, ля минор) продолжает линию сопоставления острохарактерных в жанровом отношении образов.

Это скерцо. Как и в I части, композитор переносит принцип структурной замкнутости целого на строение отдельных разделов. Крайние разделы скерцо построены на стремительной теме в жанре галопа[1]. Средний образует резкий контраст, развивая лирическую тему, эмоционально сложную, имеющую как бы психологически «чужой», инородный облик. В перезвонах треугольника и четких акцентах малого барабана есть что-то экзотическое, иноземное. Да и сам заунывный напев, казалось бы бесхитростный и простой (смесь наигрыша и колыбельной), эмоционально не однозначен. Сложна метрическая сторона темы. Записанная как трехдольная, она в своей основе четырёхдольная и тем самым воспринимается как колыбельная. Фон же темы полиметричен. По-видимому, четкость метра с квадратностью структуры (4 + 4) была нежелательна для композитора. Стремясь к большей напевности, текучести в исполнении темы, он и ввел полиметрическую запись. Однако четырехдольность темы реализуется позднее, в коде, где происходит жанровая ее трансформация: здесь она контрапунктически объединяется с темой галопа.

<br />

Как ни странно, в скерцо с его танцевальной и песенной темами ярко проявилась склонность Шостаковича к полифоничности языка: каноническое проведение темы трио в репризном разделе (ц. 12) или самое начало, развивающий раздел трио (ц. 11) и завершение скерцо, являющиеся контрапунктом ритмически свободных вариантов одной мелодии.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления