Арам Ильич Хачатурян

Вечные темы — программность

Вечные темы - программность концерт

В приближении к вечным темам заметную роль играет программность. С помощью программы декларируется та «новая концепционность», которая утверждается в каждом опусе современной музыки. Нередко литературная программа основой имеет евангельские тексты, образы. Так, в музыке Губайдулиной: «Семь слов» — сюита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982) или «Offertorium» («Жертвоприношение») — концерт для скрипки с оркестром (1980—1986), трактуемый автором как часть инструментальной мессы.

«Новая концепционность» особенно свойственна композиторам поколений 70—80-х годов, представителям «новой волны» (АСМ-2):

А. Вустину, А. Раскатову, В. Тарнопольскому, В. Екимовскому и другим.

Обратимся к некоторым стилевым чертам современной отечественной музыки.

Известно, что музыка XX века испытывала кризис тональной звуковой организации. Установление 12-тоновой системы, основанной на равенстве всех звуков, возникло в поисках принципов организации атональной музыки как альтернативы музыке с тональными (организующими) центрами. Параллельно с опытами нововенцев (А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна) и американца Ч. Айвза велись они и в России. В отечественной музыке 20-х годов опыты создания 12-тоновости принадлежали, например, Николаю Рославцу.

Ни Прокофьев, ни Шостакович не использовали атональность как ведущий принцип. Тональная система Прокофьева опиралась на «сложную тонику» — суммы «тоник», которые могут быть построены на звуках хроматического звукоряда (по Ю. Холопову—«расширенной тональности»). В сложной по тональному составу музыке Прокофьева почти всегда ощутимы тяготения к тональным центрам. И Прокофьев, и Шостакович использовали битональность (наложение двух тоник). Шостакович, например, применил ее в Восьмой симфонии — центральном эпизоде разработки, гротескном марше (ц. 29). Атональные фрагменты музыки Шостаковича возникали порой как результат определенной полифонизации фактуры, полифонизированной структуры музыкальной ткани (начало Второй симфонии). Музыка ранней, во многом экспериментальной оперы Шостаковича «Нос» демонстрирует преимущественную атональность, однако вне какой-либо сконструированной системы.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления