Новая фольклорная волна в Российской отечественной музыке 50 — 60-х годов
Фактически работа с «моделью стиля» начиналась для молодых композиторов еще на рубеже 50 — 60-х годов в рамках «новой фольклорной волны». Приемы работы с фольклорным материалом опирались на принципы техники Стравинского, традиции Прокофьева. Отличительная черта метода — свободное обращение к источнику, исключающее прямое цитирование. Так поступает Щедрин с частушкой (Первый концерт для фортепиано, концерт для оркестра «Озорные частушки», опера «Не только любовь»). Так «слышит» северные плачи Слонимский (вокальный цикл «Песни вольницы»), так воспринимает «деревенские страдания» Гаврилин (вокальный цикл «Русская тетрадь»), Неофольклоризм отнюдь не означает возврата к прошлому. Напротив. Разрабатывая архаичные пласты фольклора, композиторы с помощью современного языка и нотации воспроизводят, например, наиболее характерные приемы народного исполнительства: импровизационность, использование нетемперированного строя, неточное интонирование (детонацию), глиссандирование, сочетание напевной и говорной манер пения (часто звуковысотно нефиксированный говор). И Слонимский в опере «Виринея», в «Песнях вольницы», и Гаврилин в «Русской тетради», в хоровой симфонии-действе «Перезвоны», и Э. Денисов в «Плачах» широко это применяют. У Щедрина подобные приемы находят место в хоровых и оперных партитурах («Казнь Пугачева», «Мертвые души»).
Обратившись к пласту крестьянской песенности в опере «Мертвые души», Щедрин свободно деформирует напев протяжной «Не белы снеги», развивая его на двенадцатитоновой основе. М. Тараканов пишет: «Тем не менее русский колорит напева сохранен, и манера пения приближена к народной. В сочетании двух ведущих линий легко уловить характерные обороты, попевки диатонического строения, однако эта диатоника слегка, деформирована" обильным внедрением ладовых хроматизмов».
В музыкальном творчестве время 60-х годов совпало с освоением новых звукосистем, современных техник композиции. Исследователь пишет: «Новая выразительность конца 50-х — начала 60-х годов ассоциировалась со строгим расчетом в композиции, который должен был, по-видимому, объективировать неизбежное субъективное художественное высказывание. Рациональные тенденции были тесно связаны с распространившимся в те годы культом точного знания, с пристальным вниманием к людям естественных наук — их философии, образу мыслей…»
Первым на этом пути был А. Волконский. «„Musica stricta“ — так называется небольшой цикл пьес для фортепиано 1956 года, в котором композитор решительно вышел за пределы тонального строя… Сосредоточение на внутреннем, избегание ярких чувственных эффектов звучности, погружение в утонченный мир звуковысотных микросвязей — все это давало совершенно новое музыкальное впечатление. РОДИЛАСЬ НОВАЯ МУЗЫКА».
/>