Арам Ильич Хачатурян

Важная страница творчества Хачатуряна — балет

Всеми необходимыми качествами для творчества в этом жанре композитор обладал сполна. Яркий эмоциональный мелодизм, многообразные виды танцевальное, тонко ощущаемая пластика музыкальных линий, щедрая красочность, роскошь оркестрового письма — «пир музыки», по выражению Асафьева. Наконец, владение образно многоплановыми формами большого дыхания — вот основа творческой «кладовой» Арама Ильича.

Первой работой в этом жанре был балет «Счастье» (1938). Сюжет, типичный для советского искусства 30-х годов, повествует о жизни и труде колхозников и пограничников. Балет был поставлен Ереванским театром оперы и балета. Критика того времени отмечала, что главное достоинство этого произведения — воссоздание богатых и красивых народно-танцевальных форм, однако как музыкально-сценическое сочинение балет страдает схематизмом характеров, рыхлостью драматургии. Тем не менее работа над «Счастьем» стала для композитора важным этапом.

Скоро он приступает к сочинению нового балета, близкого по теме первому, — «Гаянэ», в котором использует музыку балета «Счастье». Около семисот страниц партитуры Хачатурян написал за полгода в холодной гостиничной комнатке в военном 42-м году. «Все мы горели тогда желанием доказать, что хотя идет война, хотя враг и наступает, но культурная жизнь продолжается, создаются художественные ценности, дух народа крепок», — вспоминает композитор.

Балет «Гаянэ», удостоенный Государственной премии, завоевал широчайшую популярность и был поставлен на многих сценах мира. Красочность и целомудренная поэтичность музыки «Гаянэ», какими-то таинственными нитями связанная с особенностями национальной жизни, ее природой, народным мироощущением, продолжает трогать и радовать слушателей.

Инициатива в выборе темы балета «Спарта к» принадлежала творческой мастерской Большого театра. Ее тогдашний руководитель Константин Владимиров говорил Хачатуряну: «,,Спартак“ — это ваша тема, вы должны писать».

Непосредственным толчком к работе была поездка музыканта в Италию. Вглядываясь в сооружения Древнего Рима, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей, Хачатурян настраивает свое воображение. На первой странице рукописи он пишет: «Приступаю с чувством огромного творческого волнения». Рождается музыка такого трагедийного пафоса и такой лирической пронзительности, какую, пожалуй, еще не создавал художник. И вот что поразительно. Повествуя о событиях рабовладельческого Рима, автор обходится без модернизации и без лишней архаизации, остается самим собой, то есть армянским композитором с присущим ему темпераментом и национально-своеобразным языком. Но этого как бы не сознаешь, настолько сильно воздействие музыки. Она главенствует в спектакле — синтетическом по природе жанре — при выразительнейшей хореографии и сценической зрелищности. Именно музыка дает первичный импульс и питает внутреннюю динамику всего развития. Следовательно, танец исходит из нее, а не наоборот.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления