Учет сценических и театральных работников
7 апреля 1919 года Совет рабочей и крестьянской обороны принял постановление „Об учете сценических и театральных работников”, первый пункт которого гласил: „Все граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, без различия пола и возраста, принадлежащие к числу сценических и театральных работников (в их числе названы артисты хора, оркестра и балета, музыканты, аккомпаниаторы. — С. Р.), подлежат точному учету на предмет использования их по обслуживанию фронта и тыла Красной Армии по профессии”. Уклоняющиеся подлежали суду революционного трибунала.
Вот программа одного из фронтовых концертов-митингов 1919 года, данного передвижной труппой Тамбовского губпролеткульта. Костяк ее составлял большой хор, которым руководил будущий известный композитор-песенник Д. Васильев-Буглай:
«1) Интернационал. 2) Выступления ораторов-коммунистов. 3) „Похоронный марш”, исполняемый хором вполголоса. Под его звуки декламатор Пролеткульта передает речь Ленина на смерть К. Либкнехта и Р. Люксембург. 4) Художественное чтение произведений М. Горького, А. Гастева, В. Кириллова. 5) Выступление автора-рассказчика. 6) Выступление хора (в репертуаре много новинок — песни пролетарских поэтов, переложенных на музыку дирижером хора)».
Большинство концертов, съездов, вечеров, театральных (в том числе и оперно-балетных) спектаклей обрамлялось пением „песни песней революции” — „Интернационала”, пением, в котором участвовали и артисты и публика.
Это свидетельствовала, не только об универсальном значении революционной песни, но и характерной для «тех лет „смычке” профессионального и массового (традиционного фольклорного и нового, самодеятельного) творчества. Основой этого сотрудничества была жизненная необходимость соединения всех наличных сил для борьбы за общее дело, признание важного значения культуры и искусства в пропаганде и освоении идей революции.