Арам Ильич Хачатурян

Неофольклорные тенденции

Неофольклорные тенденции окрашивают ранние сочинения «шестидесятников» — Щедрина, С. Слонимского, Гаврилина, начинавших в русле «новой фольклорной волны». Дальнейшее их творчество, однако, показало, что эти мастера не ограничены лишь горизонтами фольклора; их художественный диапазон неодномерен, у них появляются произведения с совсем иной стилистикой: балет «Икар» Слонимского, его оперы «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт»; Второй и Третий фортепианные концерты Щедрина; три вокальных цикла Гаврилина «Немецкая тетрадь» и др. И все же именно фольклор останется почвенной основой их музыки. Это показательно для Щедрина: «Озорные частушки», «Хороводы» — концерты для оркестра, «Фрески Дионисия» — для девяти инструментов; хоровые партитуры «Поэтория», «Казнь Пугачева», «Запечатленный ангел» (по Н. Лескову), «Стихира на тысячелетие Руси» для оркестра принадлежат к разным периодам творчества композитора.

Блестяще и доказательно демонстрирует прочность и силу связей с почвенной национальной традицией музыка Свиридова. В хоровых циклах 70—80-х годов «Пушкинский венок», «Ладога» на тексты А. Прокофьева, «Гимны» на стихи Ф. Сологуба, в вокальной поэме «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина, в духовных сочинениях 80—90-х годов замечательный мастер лишний раз убеждает в неуязвимости понятия народности, неразрывности корневых систем собственного искусства и народного песнесложения.

Одно из характерных явлений искусства нового времени — стилевой плюрализм. Такие направления, как неофольклоризм, неоклассицизм, а позднее, с 70-х годов — неоромантизм, становятся его выражением. Стилевые модели барокко и классицизма, утверждаясь в музыкальных жанрах concerto grosso, ричеркара, реквиема, пассиона, выявляются как на уровне композиции и драматургии, так и музыкально-языковых средств. Отдельные признаки движения к стилевым моделям прошлого были отмечены еще в 60-х годах, когда в моду вошел стиль «ретро»6. Однако общей музыкальной тенденцией это сделалось с 70-х годов. Сочинением, зафиксировавшим данную тенденцию, стал Concerto grosso № 1 А. Шнитке (1977). Композитор первым выдвинул понятие полистилистики по отношению к современному музыкальному искусству. Свободная смена стилевой манеры, «мышление стилями» (С. Савенко) становится в 80-е годы нормой.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления