Арам Ильич Хачатурян

Творческие пути Шос­таковича

Подобно великим драматургам-мыслителям прошлого, Шос­такович развил в своем творчестве жанр симфонии-трагедии, по­вествующей о величии человеческого духа, становлении нравствен­ного начала, борьбе за гуманизм, за непреходящие духовные цен­ности в нашем бытии. Главная тема творчества Шостаковича — тема обличения зла и защиты человека. Как пишет J1. А. Мазель, «во многих своих произведениях — отнюдь не только в тех, где есть сюжетная программа, — композитор повествует о том, как в осмысленный человеческий мир (будь то мир печальных и сосре­доточенных раздумий или активной созидательной деятельности, мир тревог и волнений или беззаботной радости) вторгается враж­дебное человеку начало и как человек реагирует: страдает и гнев­но протестует, скорбит и призывает к мщению, взывает к разуму и совести, борется, мужает в борьбе и страдании, надеется, верит в будущее».

На протяжении всего творческого пути художника духовный, высоконравственный потенциал его сочинений олицетворял своего рода вершину нашей музыкальной культуры, на высочайший уро­вень которой равнялись все современники. Испытав творческое вли­яние многих художественных течений и отдельных творческих лич­ностей, Шостакович тем не менее оказался ярким новатором, пере­смотревшим, по существу, всю систему выразительных средств, из­менившим представления о принципах формообразования, харак­тере тематизма, типах мелодики.

Будучи прямым продолжателем и выразителем драматургичес­ких принципов лирико-психологического отечественного и миро­вого симфонизма XIX века, композитор в то же время испытал на себе влияние и эпического симфонизма, создав новый, оригиналь­ный тип симфонической драматургии. Такая синтетичность, поляр­ная конфликтность образных средств и творческих принципов — типичная черта творческого стиля Шостаковича. Ее всегда ощуща­ли слушатели («его психика, нервная, утонченная, то привлекает к себе, то отпугивает», — писал Асафьев). Это дало возможность

В. П. Бобровскому по поводу Одиннадцатого квартета Шостакови­ча написать: «Композитор в этом произведении парадоксально со­четает, казалось бы, несовместимое—истовую эпичность и нервную экспрессивность».

В творческом методе композитора постоянно шли рядом в не­расторжимом единении и другие, казалось бы, взаимоисключающие моменты. Например, для него характерна предельная обобщенность в воплощении художественной идеи, ее философская концепцион- ность при необычайной конкретности, зрительной осязаемости воз­никающих образно-тематических ассоциаций.

Композитор не разделял жанры и используемые в тематизме интонационные истоки на «высокие» и «низкие». Поэтому в его про­изведениях можно встретить и самые изысканные и нарочито сни­женные, даже банальные интонации, поданные в зависимости от замысла как всерьез, так и с гротескно-обличительным подтекстом, в чистом виде и в сложных жанровых сплавах. Характерная черта драматургии композитора — разного рода жанровые преобразова­ния тематизма, способствующие конфликтности развития.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления