Творческие пути Шостаковича
Подобно великим драматургам-мыслителям прошлого, Шостакович развил в своем творчестве жанр симфонии-трагедии, повествующей о величии человеческого духа, становлении нравственного начала, борьбе за гуманизм, за непреходящие духовные ценности в нашем бытии. Главная тема творчества Шостаковича — тема обличения зла и защиты человека. Как пишет J1. А. Мазель, «во многих своих произведениях — отнюдь не только в тех, где есть сюжетная программа, — композитор повествует о том, как в осмысленный человеческий мир (будь то мир печальных и сосредоточенных раздумий или активной созидательной деятельности, мир тревог и волнений или беззаботной радости) вторгается враждебное человеку начало и как человек реагирует: страдает и гневно протестует, скорбит и призывает к мщению, взывает к разуму и совести, борется, мужает в борьбе и страдании, надеется, верит в будущее».
На протяжении всего творческого пути художника духовный, высоконравственный потенциал его сочинений олицетворял своего рода вершину нашей музыкальной культуры, на высочайший уровень которой равнялись все современники. Испытав творческое влияние многих художественных течений и отдельных творческих личностей, Шостакович тем не менее оказался ярким новатором, пересмотревшим, по существу, всю систему выразительных средств, изменившим представления о принципах формообразования, характере тематизма, типах мелодики.
Будучи прямым продолжателем и выразителем драматургических принципов лирико-психологического отечественного и мирового симфонизма XIX века, композитор в то же время испытал на себе влияние и эпического симфонизма, создав новый, оригинальный тип симфонической драматургии. Такая синтетичность, полярная конфликтность образных средств и творческих принципов — типичная черта творческого стиля Шостаковича. Ее всегда ощущали слушатели («его психика, нервная, утонченная, то привлекает к себе, то отпугивает», — писал Асафьев). Это дало возможность
В. П. Бобровскому по поводу Одиннадцатого квартета Шостаковича написать: «Композитор в этом произведении парадоксально сочетает, казалось бы, несовместимое—истовую эпичность и нервную экспрессивность».
В творческом методе композитора постоянно шли рядом в нерасторжимом единении и другие, казалось бы, взаимоисключающие моменты. Например, для него характерна предельная обобщенность в воплощении художественной идеи, ее философская концепцион- ность при необычайной конкретности, зрительной осязаемости возникающих образно-тематических ассоциаций.
Композитор не разделял жанры и используемые в тематизме интонационные истоки на «высокие» и «низкие». Поэтому в его произведениях можно встретить и самые изысканные и нарочито сниженные, даже банальные интонации, поданные в зависимости от замысла как всерьез, так и с гротескно-обличительным подтекстом, в чистом виде и в сложных жанровых сплавах. Характерная черта драматургии композитора — разного рода жанровые преобразования тематизма, способствующие конфликтности развития.