Арам Ильич Хачатурян

Третья часть седьмой симфонии Шостаковича

Третья часть седьмой симфонии Шостаковича

III часть — просветленное возвышенное Adagio (до-диез минор локрийский). Медленно разворачивающемуся повествованию его крайних частей (органно звучащий хорал деревянных, валторн и арф, чередующийся с выразительными соло струнных, и лирическая тема среднего раздела— ц. 112), как и во II части симфонии, противопоставлена напряженная драматическая музыка трио (Moderato risoluto, соль-диез минор, ц. 121). И снова, как и в предыдущей части, возвращающиеся темы изменяются. Точно в порыве отчаяния, искажены темы струнных, теперь звучащие у труб. От целомудренного величественного звучания (как обращения к чему-то вечному, дающему силы в самые тяжелые минуты жизни) в них не осталось и следа. Напротив, появились нотки сарказма, издевательской гримасы (ц. 130) и нагловатой разухабистости (такт 5 ц. 131). Лишь немного спустя устанавливается равновесие духовных сил (такт 3 ц. 134).

 

Неоднозначно решена форма этой части — промежуточная между сложной трехчастной и сложным рондо. Сложность рондо состоит в том, что его рефрен и центральный эпизод имеют также рондо-образное строение.

Без перерыва III часть переходит в финал симфонии (Allegro non troppo, до минор — мажор). По настроению он трагичен, но трагичность эта оптимистическая. Идейно-эмоциональная сторона финала заключена не в показе и столкновении противоборствующих сил, как это было в предшествующих частях, а в едином поступательном развитии, в раскрытии живого процесса жизни.

Процесс этот проходит несколько этапов: 1) вступительный, на видоизмененной теме побочной партии I части в чередовании с элементами главной темы финала на доминантовом органном пункте;

2)    трехчастная экспозиция рефрена всей формы — главной темы финала (ц. 152—159), репризное проведение которой переходит в разработку-эпизод; 3) разработка из нескольких этапов. В начальном из них участвует весь прозвучавший до того материал (тема вступления, главная тема в канонических проведениях, мелодия из развивающего раздела главной темы, фанфара и т. д.). Далее начинается: 4) центральный траурный эпизод (Moderato, ц. 179—188). Музыка его полна суровой, строгой героики, но звучит более обобщенно, чем трагические моменты в предыдущих частях симфонии, не как реакция на только что случившееся, а как мысль об утратах, понесенных в борьбе (этому способствует жанровая форма сарабанды). Затем возвращается 5) тема рефрена в ритме сарабанды и начинается длительный подход к кульминации всей части, к коде (ц. 207). Здесь мощно звучит тема главной партии из I части, звучит как гимн, воспевающий силу и непобедимость Родины.

 

Цикл Седьмой симфонии организован по принципу крупной трехчастности (важным фактором объединения является переход

III  части в финал без перерыва). Связь финала с I частью цикла сказывается во многом. Здесь имеются тематические реминисценции

I  части: в коде (ц. 207) проходит тема главной партии I части, а тема вступления финала является преобразованной темой побочной партии I части. Эта тема появляется в переломные моменты развития: переходы к финалу, от первой кульминации к сарабанде (ц. 173, 175), то есть тема эта имеет скорее драматургическое, чем эмоционально-образное значение. Наконец, финал является тональной репризой I части. Средние части цикла написаны в тональностях, далеких тональностям крайних частей, находящимся с ними в полутоновом (в том числе однотерцовом) соотношении. В то же время между собой они связаны через тональное развитие внутри частей. До мажор крайних частей принципиально избегается в них, только раз появляясь в середине II части (ц. 90).

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления