Арам Ильич Хачатурян

Шостакович и опе­ра «Леди Макбет Мценского уезда»

Важный поворот в сторону трагедийности и лирико-психологи­ческого начала в творчестве Шостаковича связан с созданием опе­ры «Леди Макбет Мценского уезда».

С творчеством Лескова композитор был знаком давно, иллюст­рации к очерку писателя создавались Кустодиевым в ту пору, когда молодой Шостакович бывал в его доме. Позже композитора потряс­ла экранизация «Леди Макбет». Внимание к творчеству писателя, непревзойденного стилиста, мастера русской прозы, было и в ли­тературной среде: Горький призывал учиться на произведениях Лес­кова. Прямым поводом для выбора сюжета была покупка книги Лес­кова с прекрасными иллюстрациями Кустодиева, как память о ху­дожнике. «Я прочел „Леди Макбет Мценского уезда“ Лескова. Про­изведение меня поразило. Так родился оперный спектакль „Катери­на Измайлова».

Опера сочинялась в общей сложности два года и два месяца — непомерно долгий для композитора срок и в то же время удивитель­но маленький, если учесть, что параллельно шла работа почти над десятком больших театральных и кинопроизведений. План оперы был быстро составлен, а либретто писалось автором совместно с молодым ленинградским драматургом А. Г. Прейсом. Авторы либ­ретто более половины текста написали заново. Только сюжетно опера почти целиком построена по Лескову, за исключением III акта: вве­дена сцена в полицейском участке, выброшено убийство племянни­ка Катерины Львовны.

«Я пытался дать психологическую характеристику основным действующим лицам трагедии и в то же время в ряде сцен обрисо­вать социальный фон Руси той эпохи», пояснял автор. Действие оперы развертывается как бы в трех планах: лирико-трагедийном (связанном с линией Катерины Львовны), сатирическом (купечес­кая среда, полицейские) и эпическом (в сцене каторжной пересыл­ки IV акта).

Асафьев первым обратил внимание на то, что в разработке ха­рактеров оперы многое добавлено от сатиры Салтыкова-Щедрина. Несколько изменены расстановка действующих лиц и их характе­ры. Героиня оперы рассматривалась Шостаковичем как женщина умная, талантливая, страдающая в условиях окружающего ее «тем­ного царства». Трагичность образа героини заключена в незащищен­ности и неодолимости ее чувства к Сергею, неотвратимо рождаю­щего как свою противоположность жестокость, преступление и как исход — закономерную трагическую развязку.

Музыкальная характеристика Катерины Львовны очень богата, чутко следует за изгибами сюжета: от печального ариозо (романс «Я однажды в окошко увидела»), полного напевности, интонацион­ных переливов, через наигранные интонации причитаний в сцене смерти Бориса Тимофеевича к трагической вершине — рас­сказу о «черном лесном озере», отражающем ее «черную душу»

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления