Арам Ильич Хачатурян

Развитие шумовой музыки

Развитие шумовой музыки

Зародившись одновременно с первыми джаз-бандами, ансамбли шумовых инструментов („шумовики”) столичных эстрадных театров сразу приобрели широкую популярность. Экзотическое звучание ударных, необычные приемы игры джазистов, которые ассоциировались с самодеятельными, нетрадиционными инструментами, — все это привело к смешению понятий джаза и „шумовика” в сознании как неискушенной публики, так и многих профессионалов. К тому же и „шумовик” и джаз связывались с „новым урбанизмом”, с большим городом и обожествлявшейся в те годы техникой. Рецензент журнала „Зрелища” писал о джазе: „Рожденный шумом города, треском машин и ревом гудков и сирен, он мог возникнуть только в XX веке”. Именно поэтому идея „шумовика” привлекала внимание пролеткультовцев, которые пытались создать „оркестр вещей и материалов ВЦСПС”. Бутылки, кастрюли, тазы, гвозди, стекло, различные марки и сорта бетона, металла, дерева, кожи, производственные инструменты (ножовка, молоток, сверло, топор) — все должно было пойти в ход, слиться в единой симфонии труда. Для руководства этим „грандиозным” предприятием были приглашены композитор Агитотдела Г. Лобачев и известный теоретик ЛЕФа („Левый фронт искусств”) Б. Кушнер.

Но развитие шумовой музыки пошло по-иному. Вначале „шумовики” оккупировали нэповские кафе и рестораны. „Скрипка музыканта лежит в футляре, а гребешок — правит бал!.. Кто бы мог подумать, что в 1922 году, который дал нам оркестр без дирижера (Персимфанс. — С. Р.), мы будем слушать оркестры… без музыкантов? Ибо нельзя же называть музыкантами джаз-бандистов! Бандитские налеты на рестораны отошли в прошлое. Теперь на рестораны совершаются джазбандитские налеты ..” Упомянутый здесь гребешок — не что иное, как расческа с наложенной на нее папиросной бумагой. Этот самый общедоступный „инструмент” шумового оркестра сохранял свою популярность вплоть до 1960-х годов.

Новый массово-самодеятельный этап развития „щумовиков”, ставший специфическим жанром молодежного творчества 20—30-х годов. Свою роль сыграли здесь и необыкновенная популярность политической сатиры эстрадных театров „Синяя блуза”, и жестокий дефицит фабричных музыкальных инструментов, большая часть производства которых находилась до конца 20-х годов в руках кустарей и мелких артелей, естественная тяга молодежи к самодеятельному художественно-техническому творчеству, живые традиции фольклорно (сельской и городской) музыкально-инструментальной эксцентрики.

В сельских избах-читальнях, в клубах, самодеятельных театрах, школах и даже красноармейских частях эти ансамбли были очень популярны. Состав колебался от 8—10 человек до оркестров „симфонического типа”, в состав которых входили фортепиано, ручные и губные гармоники, гребенки, трубы, метла с натянутой на палку струной и резонатором из бычьего пузыря мандолины из консервных банок, бутылки с водой, всевозможные свистки к игрушечные трубы, колокольчики, молот с наковальней, различные барабаны бубен, кастаньеты, деревянные ложки, линейки, счеты и так называемые трюковые инструменты (пугач, „тещин язык”, пила-ножовка, сковородки)… Некоторые из таких „больших симфонических” шумовиков ездили на гастроли и исполняли сложные музыкальные произведения (например, увертюру к опере „Кармен”). Прочно привились „шумовики” и в школе.

И все же главное было в том, что никакой специальной «шумовой», „производственной” и т. д. музыки так и не возникло. Тысячи „шумовиков” играли то же, что и все остальные самодеятельные инструментальные ансамбли. В заметках журналистов, репертуарных списках и печатных „партитурах” тех лет фигурируют песни — в том числе революционные, красноармейские, народные, а также танцы — вальсы Вальдтейфеля, „Барыня”, „Камаринская”, гопак и т. д. Так в бытовом музицировании на базе общепесенного репертуара развивалось тембровое и ритмическое мышление, по-своему осваивались современные музыкально-художественные идеи и приемы.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления