Арам Ильич Хачатурян

Произведения Шостаковича вслед за Первой сим­фонией

Произведения Шостаковича, созданные вслед за Первой сим­фонией, отражают сложный путь, который прошел композитор за десятилетие с 1926 по 1936 год. Это был путь поисков, эксперимен­тов и творческих находок, период острой ассимиляции многих образцов современного западноевропейского искусства и постижения на практике основ смежных с музыкой областей творчества (через работу иллюстратора — с кино, через музыку к спектаклям — с дра­матическим театром). Это был период жадного впитывания всего нового и щедрой «пробы пера» во всех сферах музыкального искус­ства, в разных музыкальных жанрах. Симфонические, камерные произведения, оперы, балеты, киномузыка и музыка к драматичес­ким спектаклям, инструментальный концерт — вот круг творчес­ких свершений композитора. Очевидно при этом пристрастие Шос­таковича к театральным жанрам (опере, балету). Сложность перио­да роста и формирования творческого кредо, переплетения всевоз­можных влияний и специфики, диктуемой разного рода жанрами, обусловили образную разноликость произведений этих лет, несмот­ря на общие черты, присущие им.

Первым произведением, в котором отчетливо ощущаются душевное состоя­ние автора и характер его творческих поисков в то время, была одночастная Пер­вая фортепианная соната (осень 1926 года). В ней обозначился резкий после Первой симфонии поворот «влево». Это слышится в страстности высказы­вания, необузданной стихийности ритмического напора, диссонантной остроте языка, как бы нарочито порывающей с академическими канонами, бросающей вызов, эпатирующей любые традиции и устоявшиеся правила. Эту сонату автор много играл.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления