Произведения Шостаковича вслед за Первой симфонией
Произведения Шостаковича, созданные вслед за Первой симфонией, отражают сложный путь, который прошел композитор за десятилетие с 1926 по 1936 год. Это был путь поисков, экспериментов и творческих находок, период острой ассимиляции многих образцов современного западноевропейского искусства и постижения на практике основ смежных с музыкой областей творчества (через работу иллюстратора — с кино, через музыку к спектаклям — с драматическим театром). Это был период жадного впитывания всего нового и щедрой «пробы пера» во всех сферах музыкального искусства, в разных музыкальных жанрах. Симфонические, камерные произведения, оперы, балеты, киномузыка и музыка к драматическим спектаклям, инструментальный концерт — вот круг творческих свершений композитора. Очевидно при этом пристрастие Шостаковича к театральным жанрам (опере, балету). Сложность периода роста и формирования творческого кредо, переплетения всевозможных влияний и специфики, диктуемой разного рода жанрами, обусловили образную разноликость произведений этих лет, несмотря на общие черты, присущие им.
Первым произведением, в котором отчетливо ощущаются душевное состояние автора и характер его творческих поисков в то время, была одночастная Первая фортепианная соната (осень 1926 года). В ней обозначился резкий после Первой симфонии поворот «влево». Это слышится в страстности высказывания, необузданной стихийности ритмического напора, диссонантной остроте языка, как бы нарочито порывающей с академическими канонами, бросающей вызов, эпатирующей любые традиции и устоявшиеся правила. Эту сонату автор много играл.