Арам Ильич Хачатурян

Педагогическая деятельность Хачатуряна

Педагогическая деятельность Хачатуряна

С 50-х годов композитор нередко вставал за дирижерский пульт в качестве интерпретатора своей музыки. В это же время началась педагогическая деятельность Хачатуряна в Московской консерватории и Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В классе профессора А. И. Хачатуряна сформировались дарования композиторов не только различных республик страны, но и других государств. Учениками Хачатуряна были советские композиторы

А.  Эшпай, Л. Солин, К. Волков, А. Рыбников, Н. Габуния, Э. Оганесян, М. Таривердиев, Ф. Бахор, румын А. Виеру, японец Н. Тараха- ра, венесуэлка М. Бор де Санчес и многие другие.

Хачатурян-педагог радовался проявлению самостоятельности своих студентов, настороженно относился к внешним заимствованиям «чужих дерзостей» и «чужих открытий» и, как вспоминают его благодарные воспитанники, заражал своим неистощимо вдохновенным отношением к искусству, чутким — «от Бога» — музыкантским даром. Главное же, Арам Ильич стремился научить не только тайнам ремесла, но умению «слышать жизнь».

Интересно большое критическое наследие Хачатуряна. Темы публикаций — интервью, статей — не ограничиваются разговором о собственном творчестве композитора, что само по себе бесценно. Хачатуряна волновали самые разные проблемы музыкального искусства, что явствует из названий его статей: «Как я понимаю народность музыки», «О творческой смелости и вдохновении», «О музыке великой и прекрасной», «С мыслями о слушателе». Хачатурян внимательно и уважительно относился ко всем жанрам и видам музыки, считая, что они должны находиться в одинаковых условиях, быть равноправными: и духовой оркестр, и оркестр народных инструментов, и джаз. К ним необходимо применять требование высокого профессионализма. Побывав на концерте Дюка Эллингтона, Хачатурян воскликнул: «Вот за такой джаз я готов голосовать обеими руками…». Справедливо призывая своих коллег композиторов серьезно относиться к созданию эстрадной музыки, Хачатурян писал: «Нынешнюю нашу слабость я вижу в том, что мы чаще „переписываем" уже созданное, нежели пытаемся найти новое…»25. А ведь легкая музыка «может расширить кругозор человека, возбудить в нем аппетит ко всякой хорошей музыке, но она может также влить в сознание человека яд, который отвратит его от серьезного искусства».

Сам Хачатурян много работал в так называемых массовых жанрах. Им написаны песни, пьесы для духового оркестра, музыка к кино и театру. Музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега (Театр имени Ленинского комсомола, Москва) и к «Маскараду» Лермонтова (Театр им. Вахтангова) живет самостоятельной жизнью.

 

style=""/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления