Арам Ильич Хачатурян

Оркестр Шостаковича

Особого рассмотрения требует оркестр Шостаковича. Ком­позитор мыслил оркестрово звучащими образами. Его оркестр — сложная звуковая палитра художника, светящаяся богатством и раз­нообразием индивидуальных звуковых красок, чистых и смешан­ных тембров. Выразительные инструментальные соло его оркест­ра — олицетворение индивидуального начала и одновременно сред­ство доверительного обращения к каждому слушателю, к его серд­цу и разуму. Мощные tutti почти зрительно передают ужасающие катаклизмы окружающего нас мира, гневно, яростно и страстно выражают протест против бесправия, страданий и горя.

Излагающий тематический материал в различном тембровом освещении оркестр — активный участник драматургического про­цесса, процесса формообразования. Без характерного фактурно-тем­брового воплощения не были бы столь действенными коренные те­матические преобразования-переосмысления тематизма в сонатных репризах Шостаковича. Точно так же постепенно истаивающие (ти­пичная авторская ремарка — morendo), проникновенные коды со­натных форм, передающие катарсис, духовное обновление после пережитой в разработке катастрофы — важный ключ к постиже­нию у Шостаковича всей драматургической концепции целого.

Чрезвычайно разнообразны фактурные решения ком­позитора, объединяющие жанрово-характеристические гомофонные формулы, приемы подголосочной и разнотемной полифонии, инди­видуально претворенные одноголосные речитативы и сверхмощное многоголосие (в разработках симфоний). Но при всем этом разно­образии Шостакович обнаруживает большее стремление к полифо­ническому, нежели гомофонно-гармоническому типу изложения. Именно полифонический тип тематического развития оказался наи­более пригодным для передачи процесса становления тематизма, по­степенного развертывания мысли, процесса (дления) эмоциональ­ного развития.

В связи с полифоническим, линеарным, монодийным в своей основе типом изложения музыка Шостаковича больше тяготеет к мелодической, модальной, децентрализованной, нежели тональной, централизованной организации. Хотя, безусловно, музыкальный язык композитора постоянно развивался и никогда не был закоснело единообразным и застывшим. В сфере гармонии для него изна­чально были характерны, например, такие признаки, как расширен­ная и модально окрашенная тональность, диатоника, полиладовость, но очень скоро были освоены хроматическая тональность, поли- тональность, атональность, сложноладовая организация, а в самых поздних сочинениях — закономерность техники двенадцатитоновых «рядов».

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления