Оркестр Шостаковича
Особого рассмотрения требует оркестр Шостаковича. Композитор мыслил оркестрово звучащими образами. Его оркестр — сложная звуковая палитра художника, светящаяся богатством и разнообразием индивидуальных звуковых красок, чистых и смешанных тембров. Выразительные инструментальные соло его оркестра — олицетворение индивидуального начала и одновременно средство доверительного обращения к каждому слушателю, к его сердцу и разуму. Мощные tutti почти зрительно передают ужасающие катаклизмы окружающего нас мира, гневно, яростно и страстно выражают протест против бесправия, страданий и горя.
Излагающий тематический материал в различном тембровом освещении оркестр — активный участник драматургического процесса, процесса формообразования. Без характерного фактурно-тембрового воплощения не были бы столь действенными коренные тематические преобразования-переосмысления тематизма в сонатных репризах Шостаковича. Точно так же постепенно истаивающие (типичная авторская ремарка — morendo), проникновенные коды сонатных форм, передающие катарсис, духовное обновление после пережитой в разработке катастрофы — важный ключ к постижению у Шостаковича всей драматургической концепции целого.
Чрезвычайно разнообразны фактурные решения композитора, объединяющие жанрово-характеристические гомофонные формулы, приемы подголосочной и разнотемной полифонии, индивидуально претворенные одноголосные речитативы и сверхмощное многоголосие (в разработках симфоний). Но при всем этом разнообразии Шостакович обнаруживает большее стремление к полифоническому, нежели гомофонно-гармоническому типу изложения. Именно полифонический тип тематического развития оказался наиболее пригодным для передачи процесса становления тематизма, постепенного развертывания мысли, процесса (дления) эмоционального развития.
В связи с полифоническим, линеарным, монодийным в своей основе типом изложения музыка Шостаковича больше тяготеет к мелодической, модальной, децентрализованной, нежели тональной, централизованной организации. Хотя, безусловно, музыкальный язык композитора постоянно развивался и никогда не был закоснело единообразным и застывшим. В сфере гармонии для него изначально были характерны, например, такие признаки, как расширенная и модально окрашенная тональность, диатоника, полиладовость, но очень скоро были освоены хроматическая тональность, поли- тональность, атональность, сложноладовая организация, а в самых поздних сочинениях — закономерность техники двенадцатитоновых «рядов».