Арам Ильич Хачатурян

Описание восьмого квартета Шостаковича

Описание восьмого квартета Шостаковича композиторI часть (Largo, до минор) начинается как четырехголосное фугато на скорбную тему-монограмму (главная партия), звучащую в характере баховской полифонической темы. Являясь основной интонационной идеей — стержнем части, эта тема, как рефрен в рондо, чередуется в дальнейшем с другими тематическими образованиями. В экспозиции это вступительная тема из Первой симфонии, приобретшая здесь скорбный облик (ц. 1), и лирическая тема побочной партии с жанровыми признаками плача (ц. 2):

 

 

Описание восьмого квартета Шостаковича

 

светленно звучащая в до мажоре тема главной партии Пятой симфонии (ц. 4—5). Тональный уровень до является господствующим во всей I части квартета. Однако в зеркальной репризе побочная партия звучит в ля миноре, чем нарушает идею тонального единства и создает стимул для последующего тонального движения.

Два скерцо квартета во многом родственны по внутренней драматургии. II часть (Allegro molto, соль-диез минор) — демоническая токката, построенная на двух темах. Первая из них (в дважды пониженном соль-диез миноре) ритмически и интонационно вытекает из завершающей I часть темы Седьмой симфонии. В ее развитие органично вкрапливаются интонации лейттемы цикла, которые потом вычленяются и активно разрабатываются, подводя к страстному скандированию, подобно idee fixe (ц. 17):

 

Allegro molto о = 120

V-no I

 

Описание восьмого квартета Шостаковича

 

Вторая, «побочная» тема (ц. 21, до минор) — цитата из финала фортепианного трио. Эта тема также переходит в интенсивную разработку сонатного типа. В репризном разделе части темы сохраняют свой тональный уровень, но существенно сокращены.

Жанрово окрашенная III часть (Allegretto, соль минор) — завораживающий, структурно четко оформленный вальс — жанровый вариант лейттемы цикла. Но начинается часть «вызывающим» возгласом первой скрипки, подобно крику петуха из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова:


Контрастная сфера центрального раздела объединяет три темы: выросшую из лейттемы, но поданную в фальшиво-политональном, банальном обличии (ц. 42), цитату из виолончельного концерта (ц. 43) и выразительную виолончельную тему во фригийском дважды пониженном си миноре (ц. 44). Репризный раздел части возвращает тематический материал без тональных изменений, но в сокращенном виде.

I            часть (Largo, до-диез минор) построена на цитатном материале. Звучащая в ее начале музыка производна от темы виолончельного концерта (ц. 53), но краски ее трагически заострены. Легкий галопирующий ритмический рисунок сопровождения темы-прототипа в концерте и цитатном варианте III части здесь преображается в зловещий «стук судьбы».

Во втором разделе части звучат цитата песни «Замучен тяжелой неволей» из Одиннадцатой симфонии (ц. 58) и просветленная тема из IV действия оперы «Катерина Измайлова» — «Сережа, хороший мой» (ц. 62):

Небольшая реприза — заключение части — «суммирует» материал ранее прозвучавших разделов (ц. 63—64).

Финал (Largo, до минор) возвращает к тематическому облику I части цикла. Это фугато, почти целиком построенное на теме-монограмме. Оно трехчастно. Экспозиционный раздел его содержит
тонико-доминантовые проведения темы. Разработка (ц. 67, 68), несмотря на небольшие размеры, близка разработкам фортепианных фуг композитора, образуя две пары симметричных проведений темы, охватывающих сферу субдоминантовых (ля-бемоль минор — ре-бемоль минор) и доминантовых (ми минор — си минор) соотношений тональностей, причем каждая пара проведений заканчивается тональностью, вводнотоновой к главной (ре-бемоль минор и си минор).

Реприза (ц. 69) является варьированным повторением экспозиционного раздела I части квартета: тема проходит на уровне главных функциональных устоев (t—d—t—s—d—t). Далее намечается интонация вступительной темы Первой симфонии. Заключение части (ц. 72) объединяет лейтинтонацию цикла и фон темы нашествия Седьмой симфонии.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления