I часть Одиннадцатой симфонии Шостаковича
I часть симфонии («Дворцовая площадь», Adagio, соль минор) — развитое вступление в цикле, пролог. Тематизм этой части слагается из комплекса Дворцовой площади (крайние разделы формы), интонаций песен «Слушай» и «Арестант» в среднем разделе композиции. Многотемность с характеристической дифференциро- ванностью каждого из элементов — следствие образной сложности, сочетающей в себе моменты пейзажно-картинный (Дворцовая площадь как место действия) и философски-обобщенный, выразительный (Дворцовая площадь — символ царизма). Этих тем три:
1-я— интонационно-гармонический комплекс Дворцовой площади, 2-я — мотив соло литавр (ц. 1) и 3-я — фанфара трубы на фоне тремоло малого барабана (ц. 2). 1-я тема — своего рода психологический пейзаж. Функция ее — создание пространственно-временной перспективы. Этому способствует широкое, «распластанное» изложение у засурдиненной струнной группы divisi в пятикратном удвоении (в пять «этажей») с поддержкой арф, что создает впечатление «стереофоничности» звучания. Особый бесплотный колорит передает фонизм пустых квинт. Застылость, оцепенение, опустошенность выражены в музыке. Статика образа подчеркнута также отсутствием реального мелодического развития: мелодия вьется вокруг звука ре (тоническая квинта дважды пониженного дорийского соль минора).
Но при всей внешней застылости музыка не вызывает ощущения безмятежности, прочного покоя. В каждом звуке слышна настороженность. Этому способствует сумрачное звучание мотива литавр — спутника темы Дворцовой площади, а также то ладотональное развитие, которое проходит эта тема как рефрен в рондо, чередуясь с темой фанфар. Так, обращает на себя внимание соскальзывание устоя на полтона (соль — фа-диез) в дополнении (ц. 1). Во втором проведении (ц. 3) захватываются развитием два устоя (си-бемоль и соль, а в конце готовится ми-бемоль минор). В третьем возникает нисходящая малотерцовая цепь устоев (си-бемоль — соль — ми, ц. 6), в конце всей
I части (реприза) образуется еще один вариант — нисходящая большетерцовая цепь (соль —ми-бемоль — си, ц. 25).
Столь же последовательно развитие мотива фанфар. Он символизирует военную опору царизма (военный сигнал). Но призывное начало его неожиданно обретает страдальческие, «стонущие» интонации (ц. 2), причем в последующих проведениях это качество усиливается. Развитие осуществляется полифоническими и тембровыми средствами. В первом проведении мотив звучит в блестящем и несколько «объективном» тембре трубы (си-бемоль минор, ц. 2), далее — в более «теплом» тембре валторны, усугубляющем страдальческие интонации (ми-бемоль минор, ц. 15). В конце части (ц. 24) оба варианта «суммируются» в политонально-имитационном проведении у труб (си-бемоль минор и ми-бемоль минор). Дальнейший рост напряжения связан с сужением интервала имитации: перед началом разработки II части фанфара имитируется в большую терцию (до минор и ля-бемоль минор), а после разработки (ц. 94) — в малую терцию (соль минор и ми минор).
Огромную роль играет и мотив литавр, который проходит большое развитие внутри части и является одним из интонационных источников всего произведения. Содержащаяся в теме ключевая интонация (уменьшенная кварта, разрешающаяся в малую терцию) слышна в главной партии II части, эпизоде расстрела (ц. 85), в переходе к
III части и ее кульминации (ц. 112—117), а также в финале, то есть проходит в кульминационные моменты произведения.
Тематизм Дворцовой площади звучит не только в крайних разделах I части, но и вклинивается в развитие среднего раздела (ц. 10), приобретая функцию рефрена. Цитируемые композитором песни каторги и ссылки («Слушай» и «Арестант») дополняют и конкретизируют образ, созданный комплексом тем Дворцовой площади. Они и тонально «прилегают» к нему на основе вводнотоновых соотношений (ля-бемоль мажор и фа-диез минор):