Одиннадцатая симфония «1905 год»
Одиннадцатая симфония (ор. 103, соль минор, 1957) начинает последний период в творческой эволюции стиля композитора, для которого характерно обращение к открыто объявленной программности, синтетичности выразительных средств и драматургических приемов. Тема большого революционного звучания сближает это произведение с другими программными симфониями Шостаковича: Второй («Посвящение Октябрю») и Третьей («Первомайской»), а из среднего периода творчества — с Седьмой. В ней ощущаются прямые интонационные связи с хоровой, вокально-инструментальной и киномузыкой композитора.
Эта симфония — пример симфонизма, в котором картинная обособленность, монументальная завершенность целого свидетельствуют об эпичности произведения, а необычайно напряженное, взрывчатое развитие музыки — о лирико-драматическом его существе. Впервые в этой симфонии композитор обращается не к современной, а к исторической программе, что уже само сообщило ей эпические черты (далее это будет продолжено в Двенадцатой симфонии). Программа отражена в названии всего цикла, в подзаголовках отдельных частей, что указывает на обобщенный ее тип. В то же время логика последования частей, конкретное содержание музыки говорят о сюжетном характере воплощения звеньев этой программы. Так, I часть («Дворцовая площадь») воссоздает место действия;
I часть («9-е января») — картина мирной рабочей демонстрации и расстрела ее; III часть («Вечная память») — осознание сущности событий, а финал («Набат») — идейный итог всего цикла.
Почти весь тематический материал Одиннадцатой симфонии основан на цитатах. ВI части это темы песен «Слушай», «Арестант», во
II — темы, заимствованные из хоровой поэмы композитора «Девятое января» — «Гой ты, царь наш, батюшка» и «Обнажите головы», в 1П части—из песен «Вы жертвою пали» и «Здравствуй, свободы вольное слово», в IV — темы песен «Беснуйтесь, тираны», «Варшавянка», а также тема из оперетты Г. Свиридова «Огоньки». Во всех песнях важную роль играет не только их музыкальная сторона, но и текст, с которым они связаны: начинает мысленно звучать слово111.
Особый интерес представляет работа композитора с заимствованным материалом. Фольклорные образцы Шостакович цитирует очень чутко, достаточно гибко, внося иногда ритмические и интонационные коррективы. Например, в теме «Варшавянки» он дробит мелодию на части, соответствующие строкам текста, и повторяет каждую из них. В ритмике темы усиливает пунктирность, распевность же переносит в конец предложений, подчиняя ее пунктирности ритма: создается почти зрительное ощущение мелькания стройных рядов.