Образный строй Первой симфонии Шостаковича
Образный строй симфонии неоднороден. Начало ее связано со сказочным миром, но не сферой бесплотной, эфемерной и призрачной фантастики, а вполне «предметным» миром комедии масок. В этом сказалось некоторое влияние Стравинского.
В Первой симфонии ярко обнаруживается особая зрительная конкретность образов. Это едва ли не самое театральное из всех симфонических произведений композитора. Темы в ней по своей роли в драматургии произведения приравниваются к значению персонажей, смена и взаимодействие которых подчиняются чисто театральным закономерностям сценической ситуации.
Таков образ, воплощенный композитором во вступлении
I части (Allegretto, фа минор). Он импульсивен, порывист, эмоционально изменчив. Предельно выразительны стремительные переходы от фанфарного восклицания соло засурдиненной трубы с контрапунктом фагота к легкому движению (точно семенящим шажкам) у виолончели pizzicato, а затем к дружному хору деревянных и струнных, резко заторможенному. Эти неожиданные и возникающие как-то вдруг алогичные сдвиги-смены — словно музыкальная фиксация поворотов в сценическом действии, запечатление его движения и остановок, настороженных и причудливых. Облик вступления близок традиционным маскам: французскому проказнику Полишинелю или русскому шутнику-зазывале Петрушке: