Национальный ареал музыки Хачатуряна
Национальный ареал музыки Хачатуряна шире одной локальной традиции. Стиль его исходит из типического, и не одной только культуры Армении, а почти всей закавказской музыки. Хачатурян ассимилировал в своем творчестве различные исторические и жанровые пласты культуры Закавказья: крестьянский и городской фольклор, традиции профессиональных народных певцов (ашугов, гусанов), сложные формы азербайджанских мугамов, древние армянские образцы (средневековое искусство тагов). Не ограничивается он и закавказским регионом, претворяя фольклор узбекский, монгольский, русский, украинский. Целостная же художественная система композитора основана на слиянии музыкальной стихии Востока с традициями русской и — шире — европейской классики. Однако в искусстве всегда особенно дороги неповторимые нюансы, идущие как от национальной традиции, так и от особенностей индивидуального дара. Национально-традиционное у Хачатуряна предстает не как объект пассивного любования, тем более насильственного преобразования. Национально-музыкальное сохраняет свой прямой — как образный, так и выразительный — смысл, однако проявляется всегда в форме непосредственного личного переживания. И потому для композитора, по его собственному признанию, «никогда не существовало вопроса — писать музыку в том или ином стиле, быть близким к народу, к его музыкальной речи или выдумывать какие-то новые формулы и приемы письма».
Художник огромного дарования, Хачатурян всю жизнь оставался верен глубоко прочувствованным им принципам. Он отвергал механическое конструирование звуков (музыкальный абстракционизм, графоманию, по его определению), развивал глубинные нормы народно-национальной и классической музыки. Требовательность была неизменной нормой его труда. «Свое лучшее произведение я еще напишу», — говорил он. Стремясь к созданию произведений, по выражению Глинки, «равно докладных знатокам и простой публике», Хачатурян любил повторять: «Наше искусство должно быть источником радости, воспевать добро, нести людям счастье. Каждый художник в меру своих сил и таланта должен быть подобен солнцу».
Жизненный путь Хачатуряна закончился 1 мая 1978 года. Прошедшее с этой печальной даты время позволяет укрепиться в оценке созданного им. По пути композитора пошли многие музыканты Закавказья. Ими, так же как и предшественниками, создано немало ярких сочинений, тем не менее художественная высота творений Арама Хачатуряна остается и на сегодняшний день непревзойденной, классической.