Национальные сюжеты в творчестве Свиридова
После бёрнсовского цикла Свиридов целиком сосредоточивается на национальных сюжетах, на русской поэзии. Блок говорил о своей лирике: «Это всё о России». То же можно сказать и о музыке Свиридова, что заметно даже в такой побочной для него области, как музыка к спектаклям и кинофильмам. В 60-е годы композитор пишет музыку только на русские сюжеты, будь то классика или современность (фильм «Воскресение» по JI. Толстому, «Метель» по Пушкину, «Русский лес» по JI. Леонову, «Время, вперед!» В. Катаева). Венцом стала музыка к спектаклю Малого театра «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1973) — результат глубокого постижения композитором древнерусской музыкальной культуры. В области художественного освоения древних традиций Свиридову среди композиторов принадлежит бесспорно ведущее место. В течение многих лет серьезно изучая древнерусскую культуру (в этом ему помогло общение с выдающимся знатоком древнерусской музыки М. Бражниковым), Свиридов в своем творчестве испытал ее могучее воздействие. Это сказалось и в общем возвышенном, несуетном тоне многих страниц его музыки, и в построении крупных сочинений, и в особенностях языка. А завершением творческого пути стало создание оригинальных духовных композиций.
Свиридов продолжает и развивает заветы русских классиков, прежде всего Глинки и кучкистов. Вслед за ними он отстаивает искусство высокой этической пробы с его культом добра и красоты, высокой простоты и ясности. Вновь обратимся к отзывам французских музыкантов. «Свиридов подобен Мусоргскому в том смысле, что он является большим музыкантом и большим поэтом современной России… Невозможно не любить искренность его музыки, ее чистую простоту, ее подлинность» («Диапазон», № 167, май 1972). Свиридов «наследует традиции великих русских композиторов. Это бесспорно большой поэт, знающий, как передать нам наполняющие его чувства» (журнал «Ревю дю сон», июнь 1972). «Редко музыка так глубоко уходила корнями в родную землю и национальную культуру. Свиридов — духовный наследник Мусоргского, и его музыка — песнь любви вечной России» («Тетрадь пластинок», май 1972). Не случайны повторы слов: «большой поэт». Тонкий знаток музыки Свиридова и его единомышленник композитор В. Гаврилин говорил о том же: «Он блестящий поэт… Есть у нас прекрасные композиторы — трагики, драматурги, романисты, а поэт, я думаю, один». Не случайно и частое сравнение с Мусоргским. Действительно, из современных композиторов Свиридов, пожалуй, единственный, кто сосредоточил свое внимание почти исключительно на вокальной музыке, кто так тесно связан с поэтическим словом. И так же как Мусоргский, он в каждом новом произведении постоянно искал выразительность интонации, правду музыкального «произнесения» слова. Само обращение Свиридова к вокальной музыке есть следствие его глубокой национальной «укорененности». Известно, что вся древняя профессиональная музыка и музыка народная была связана со словом, пелась. Песня в широком значении этого понятия стала основой стиля Свиридова.
style=""/>