Консерваторские годы Свиридова
В консерваторские годы появляются две группы произведений: вокальные (начиная с пушкинских романсов), где сразу ярко обозначилась индивидуальность композитора, и инструментальные, в которых сильнее ощущается влияние Шостаковича. Такая пестрая жанровая и стилевая картина в творчестве молодого композитора вполне объяснима. Это неизбежный период поисков, пробы сил, освоения форм, выработки мастерства, не прошедший даром. В течение довольно долгого времени Свиридов пишет в основном инструментальную музыку. Несмотря на явно ощутимые отголоски стиля Шостаковича, в этих произведениях налицо искренность, талант и мастерство молодого автора. В квинтете, например, уже вполне определенно вырисовывается неповторимый облик того Свиридова, который известен по своим зрелым сочинениям (третья, существенно переработанная редакция квинтета позже стала «Музыкой для камерного оркестра»). Почти не обращаясь в зрелом творчестве к жанрам инструментальной музыки, Свиридов вместе с тем обнаружил превосходное мастерство владения оркестром в крупных ораториальных произведениях и поздних немногочисленных симфонических опусах, таких, как «Маленький триптих», сюиты «Метель» и «Время, вперед!». В характерном для композитора строгом отборе средств, тонкости и мастерстве инструментальной сферы его зрелых сочинений сказалась пройденная в начале пути школа камерной инструментальной музыки. Впрочем, ряд инструментальных произведений, созданных в 40-е годы, — фортепианная соната, посвященная памяти Соллертинского, фортепианное трио, продолжающее традицию русских элегических трио (Чайковский — Рахманинов — Аренский — Шостакович), квинтет, фортепианная партита — исполняется и в наши дни. Фортепианное трио, рожденное единым вдохновенным порывом, удостоено в 1946 году Государственной премии.
Долгое время создание инструментальных и вокальных сочинений шло параллельно, не пересекаясь; были годы, когда преимущество отдавалось либо одной, либо другой области, были и такие периоды, когда вокальные жанры практически исчезали из поля зрения композитора. И все же именно в них постепенно вырисовывалось многое из того, что станет в дальнейшем определяющим. За пушкинским циклом последовали романсы на стихи Лермонтова (1938). Однако не только качество стихов, но и поиск мыслей, созвучных своим, играли важную роль в отношении к тому или иному поэту. Лермонтов остался «эпизодом» в творческой жизни Свиридова, вероятно, из-за остроиндивидуалистической, субъективной окраски его поэзии. А вот песни на стихи советского поэта А. Прокофьева (много позже составившие цикл «Слободская лирика») оказались важным этапом в становлении самобытного, ярко национального стиля Свиридова. Герои здесь — жители городского пригорода. Слобода как перекресток разных влияний и интонаций: крестьянский и городской фольклор, романс, лирические песни тех лет — определяет характер музыкальной речи. Молодой композитор приводит в свою музыку разноголосицу бытующих народных интонаций, ищет характерность современного живого музыкального языка на основе разнородного сплава (свободно соединяя в одной мелодии обороты крестьянской, городской, советской массовой песен- ности или сочетая крестьянские интонации с ритмикой городской песни, широко включая инструментальные наигрыши, особенно «гармошечность»). Впервые средством развертывания образа становится вариантность, интонационная и ритмическая, что впоследствии станет главным приемом развития в произведениях композитора. Песни на слова Прокофьева — опыт оригинальный и ни на кого не похожий. Другие композиторы в это время (1938) либо продолжают традиции русской романсовой лирики, либо создают массовые песни. Творческие контакты с поэзией Прокофьева тоже найдут продолжение спустя сорок с лишним лет — в поэтичной хоровой поэме «Ладога».
В эти годы появляются первые обработки народных песен — свидетельство интереса молодого композитора к важному пласту музыкальной культуры, который станет одной из основ его стиля. От них тянется нить к «Курским песням». Хоры занимали совсем незначительное место, и вряд ли кто-нибудь мог тогда предположить, какую важную, если не сказать — главную роль предстоит хоровым произведениям сыграть впоследствии в свиридовском творчестве.
style=""/>