Композиция Реквиема Шнитке
Композиция Реквиема, опирающаяся на номерную структуру (14 номеров), свойственна также многим другим образцам этого жанра. Сравним, например, с Реквиемом Моцарта.
Моцарт |
Шнитке |
|
№ 1 |
Requiem |
№ 1 |
Kyrie |
№2 |
|
№2 |
Dies irae |
№3 |
№3 |
Tuba mirum |
№4 |
№4 |
Rex tremendae |
№5 |
№5 |
Recordare |
№6 |
№6 |
Confutatis |
|
№7 |
Lacrimosa |
№7 |
№8 |
Domine Jesu |
№8 |
№9 |
Hostias |
№9 |
№ 10 |
Sanctus |
№ 10 |
№ И |
Benedictus |
№ 11 |
№ 12 |
Agnus Dei Lux aeterna |
№ 12 |
Credo |
№ 13 |
|
Requiem |
№ 14 |
К стати, недавно мне понадобилось уточнение площади земельного участка, выкладываю ссылку где мне это сделали.
Вслед за Моцартом и Верди автор стремится к целостности произведения, целенаправленности драматургического развития. Крайние части выполняют функцию традиционного обрамления всего цикла. Такое возвращение тематического материала есть в реквиемах Моцарта, Берлиоза, Листа, Верди.
Включение Credo в традиционную композицию Реквиема связано с индивидуальным взглядом композитора на старинную жанровую модель. По словам Шнитке, в строении Реквиема есть некоторый «драматургический просчет», связанный с ослаблением интенсивности развития, его спадом ближе к концу произведения. Здесь традиционным стало последование номеров, идущих в одном образно-эмоциональном ключе, образующих линию постепенного угасания, символизирующую тихую покорность судьбе.
Credo взрывает всю композицию, нарушает привычную последовательность номеров, меняет концепцию целого. Следующее за ним возвращение Requem’a не создает ощущения успокоения, обретенного равновесия. Credo — это не только протест против смерти, естественная реакция человека, — это символ непреходящего значения позитивного начала.