Кантатно-ораториальное творчество Свиридова
В советской музыке было два периода расцвета кантаты и оратории: 30-е годы и середина 50-х. Началом и вершиной второй волны, обозначившей новую тенденцию в развитии этого жанра, стали вокально-симфонические произведения Свиридова. В конце 40-х — начале 50-х годов композиторы потеряли к ораториальности всякий интерес: она дискредитировала себя засильем парадности, юбилейного прославления, бесконфликтностью. «Поэма памяти Сергея Есенина», а вслед за ней «Патетическая оратория» открыли новые пути и богатейшие возможности кантаты и оратории. Одно за другим появляются замечательные вокально-симфонические произведения В. Салманова, О. Тактакишвили, Э. Бальсиса, С. Слонимского, Р. Щедрина, В. Рубина, В. Тормиса.
Кантатно-ораториальные композиции 50—60-х годов принципиально отличаются от кантат и ораторий 30-х, прежде всего произведений С. Прокофьева и Ю. Шапорина («Александр Невский», «На поле Куликовом»), в которых, несмотря на индивидуальность каждого художественного решения, отчетливо вырисовываются некоторые общие черты. В каждом повествуется о конкретном историческом событии, в обоих есть реальные исторические персонажи. Части сочинения следуют друг за другом в сюжетном, хронологическом порядке. Музыкальное развитие подчиняется законам драмы, везде есть экспозиция, кульминация (во всех сочинениях это картина битвы), развязка и конечное торжество основной идеи. Поэтому в таком сочинении сильна роль симфонических или оперных принципов. В основе крупных вокально-симфонических произведений Свиридова — тоже историческое событие, но главным становится не повествование о нем, а его осмысление, эмоциональное переживание. В вокально-симфонических произведениях этих лет нет целеустремленно развивающегося сюжета, нет конкретных исторических героев. Поэт — обобщенный, собирательный образ. Отсюда и определенный тип драматургии: не поток драматического действия, втягивающий побочные линии и устремленный к цели, а обширная панорама с постепенным добавлением то одной, то другой детали, из которых и выстраивается объемное целое, «живое движущееся единство». Такой тип композиции ведет свою историю и от древних литературных эпических произведений, и от эпических традиций русской музыкальной классики. Вместе с тем Свиридов широко использует прием монтажа, проникший почти во все области современного искусства, особенно театра и кино. Он предоставляет композитору большие возможности. Неторопливо, обстоятельно развертывается каждая часть крупных сочинений, но остроконтрастное, «монтажное» сцепление частей, без связок и переходов, создает картину многогранную и предельно насыщенную.
Свиридов с новых позиций подошел к кантатно-ораториальному жанру, придал ему характерные национальные черты, сделал его гибким, вбирающим в себя и драматизм живого театрального действия, и тонкий лиризм камерного сочинения, и монументальность эпики. Ярко современные, его сочинения тесно связаны с фольклором, древнерусским искусством, действами и мистериями, русской оперной классикой.