Арам Ильич Хачатурян

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича образЯзык Четырнадцатой симфонии типичен для всего позднего творчества композитора, когда, по словам В. Бобровского, «уменьшается роль выпуклого, ярко очерченного мелодического рельефа, внимание композитора устремляется в глубь процесса темообразо- вания, создается богатая внутренняя жизнь внешне менее приметных тем, существо идейного содержания передается в модусе тончайших душевных движений. Они и определяют конечный интонационный итог». Высотную систему симфонии можно охарактеризовать как полную и неполную двенадцатитоновость, проявляемую по-разному в разных градациях тональной организации (монотональность, тональная переменность, тональная децентрализация). В основе ее лежит модально-линеарный принцип. Двенадцатитоновость может возникать вследствие интеграции мелких узкообъемных диатонических попевок, включая такие, как полутон — тон. Таково начало I части:

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

 

 

Образец двенадцатитоновой тональности с активным смещением промежуточных опор (включая малосекундовые и тритоновые) — начало IV части:

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

 

 

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

В конце той же части возникает политональность в сочетании с ладовой и тональной переменностью:

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича
Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

 

 

 

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

Широко пользуется композитор техникой двенадцатитоновых рядов, которые образуются из комбинаций по горизонтали отрезков звукорядов, принадлежащих разным ладам или организованных по принципам додекафонной темы:

 

Язык Четырнадцатой симфонии Шостаковича

 

Вершиной использования двенадцатитоновых рядов является фугато VII части, в котором тема и все противосложения двенадцатитоновы (ц. 91—95).

Написанная для камерного оркестра и ударных, Четырнадцатая симфония близка ансамблевому изложению, сложному и разнообразному. Оркестровая партитура ее богата тембровыми находками (укажем на выразительное использование ксилофона в рефрене

V   части, струнной группы — в IX части) и фактурными решениями. Среди них проникновенные соло, дублировки в разные интервалы, образцы гомофонной и подголосочной фактуры, наконец, примеры высочайшей полифонической техники и мощного мелодического развития голосов. Столь же разнообразна и дифференцирован- на вертикаль, в сложных случаях приводящая к мощным кластерам, полиинтервальным образованиям.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления