Арам Ильич Хачатурян

Исполнительская дея­тельность Шостаковича

Неожиданно на первый план выступает исполнительская дея­тельность Шостаковича. Он был заявлен участником Международ­ного конкурса пианистов имени Шопена, приуроченного к откры­тию памятника великому композитору в Варшаве (январь 1927 го­да). Успех советской исполнительской школы был ошеломляющим: первую премию присудили Л. Н. Оборину, четвертую — Г. Р. Гинз­бургу, почетные дипломы — Шостаковичу и Ю. В. Брюшкову. При этом поэтическое, незаурядное исполнение Шостаковича отмечалось особо и слушателями и прессой.

Возвращение после конкурса и гастролей в Польше и Германии активизирует его деятельность. Впечатляет широта ее форм: исполнительство  сочинение, работа заведующим музыкальной частью в Театре В. Э. Мейерхольда, курсирование между разными городами и прежде всего Москвой и Ленинградом для показа сочинений, об­щения с музыкантами и т. д. Многочисленны и разнообразны ком­позиторские идеи и их решения. И это все в сочетании с интенсив­ной исполнительской деятельностью (только с середины 30-х годов композитор ограничивал ее исполнением лишь своих сочинений).

Все произведения Шостаковича тех лет объединяет авангард­ная экспериментальность замыслов, начало которой было положе­но Первой сонатой. Такая стилистика будет характерна примерно до середины 30-х годов.

Примечателен в этом плане цикл «Афоризмы» (название принадлежит Б. Л. Яворскому), объединяющий десять жанрово-про­граммных миниатюр: «Речитатив», «Серенада», «Ноктюрн», «Эле­гия», «Похоронный марш», «Этюд», «Пляска смерти», «Канон», «Легенда», «Колыбельная песня». Предельно заостренный язык: широко разбросанная, разорванная мелодическая линия, диссонан- тная вертикаль, острый ритмический рисунок, нарочито подчерк­нутая нерегулярная ритмическая акцентность этих пьес — вступает в конфликт с их жанровой характеристичностью. Последняя дости­гается предельно обобщенными, хотя по-своему и выразительными средствами. Например, в «Серенаде» «сюжет» пьесы передан через «диалог» двух «персонажей» — интонационно родственных голосов  сначала изложенных последовательно, в контрастных регист­рах, а затем объединяющихся в «дуэте согласия», по формуле суммирования (А + В = А), где каждый из голосов сохраняет свой уро­вень звучания. «Ноктюрн» — своего рода урбанистический пейзаж ночного города, передающий его контрасты и противоречия. Образ создается как бы от противного, наперекор устоявшейся романтической традиции. Отсюда импровизационный характер произведе­ния, зафиксированный в полной метрической свободе записи (без тактовых черт) и по фактуре напоминающий атональные опусы но- вовенцев. То же и в «Похоронном марше» с его мажорным колори­том. В Этюде пародируется техническая сторона скучных трелеоб- разных фигур. Возникает мысль о пародии на школу фортепианной игры Гляссера, в основе которой лежал этот тип упражнений.

Позднее такой же принцип характеристичности «от противно­го» мы находим в первой опере «Нос» и музыке к драматическим спектаклям «Клоп» в Театре Вс. Э. Мейерхольда и «Гамлет» в Теат­ре имени Е. Б. Вахтангова в постановке Н. П. Акимова.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления