Исполнительская деятельность Шостаковича
Неожиданно на первый план выступает исполнительская деятельность Шостаковича. Он был заявлен участником Международного конкурса пианистов имени Шопена, приуроченного к открытию памятника великому композитору в Варшаве (январь 1927 года). Успех советской исполнительской школы был ошеломляющим: первую премию присудили Л. Н. Оборину, четвертую — Г. Р. Гинзбургу, почетные дипломы — Шостаковичу и Ю. В. Брюшкову. При этом поэтическое, незаурядное исполнение Шостаковича отмечалось особо и слушателями и прессой.
Возвращение после конкурса и гастролей в Польше и Германии активизирует его деятельность. Впечатляет широта ее форм: исполнительство сочинение, работа заведующим музыкальной частью в Театре В. Э. Мейерхольда, курсирование между разными городами и прежде всего Москвой и Ленинградом для показа сочинений, общения с музыкантами и т. д. Многочисленны и разнообразны композиторские идеи и их решения. И это все в сочетании с интенсивной исполнительской деятельностью (только с середины 30-х годов композитор ограничивал ее исполнением лишь своих сочинений).
Все произведения Шостаковича тех лет объединяет авангардная экспериментальность замыслов, начало которой было положено Первой сонатой. Такая стилистика будет характерна примерно до середины 30-х годов.
Примечателен в этом плане цикл «Афоризмы» (название принадлежит Б. Л. Яворскому), объединяющий десять жанрово-программных миниатюр: «Речитатив», «Серенада», «Ноктюрн», «Элегия», «Похоронный марш», «Этюд», «Пляска смерти», «Канон», «Легенда», «Колыбельная песня». Предельно заостренный язык: широко разбросанная, разорванная мелодическая линия, диссонан- тная вертикаль, острый ритмический рисунок, нарочито подчеркнутая нерегулярная ритмическая акцентность этих пьес — вступает в конфликт с их жанровой характеристичностью. Последняя достигается предельно обобщенными, хотя по-своему и выразительными средствами. Например, в «Серенаде» «сюжет» пьесы передан через «диалог» двух «персонажей» — интонационно родственных голосов сначала изложенных последовательно, в контрастных регистрах, а затем объединяющихся в «дуэте согласия», по формуле суммирования (А + В = А), где каждый из голосов сохраняет свой уровень звучания. «Ноктюрн» — своего рода урбанистический пейзаж ночного города, передающий его контрасты и противоречия. Образ создается как бы от противного, наперекор устоявшейся романтической традиции. Отсюда импровизационный характер произведения, зафиксированный в полной метрической свободе записи (без тактовых черт) и по фактуре напоминающий атональные опусы но- вовенцев. То же и в «Похоронном марше» с его мажорным колоритом. В Этюде пародируется техническая сторона скучных трелеоб- разных фигур. Возникает мысль о пародии на школу фортепианной игры Гляссера, в основе которой лежал этот тип упражнений.
Позднее такой же принцип характеристичности «от противного» мы находим в первой опере «Нос» и музыке к драматическим спектаклям «Клоп» в Театре Вс. Э. Мейерхольда и «Гамлет» в Театре имени Е. Б. Вахтангова в постановке Н. П. Акимова.