Форма финала (Allegro vivace) — концерта для скрипки с оркестром Хачатуряна
Форма финала (Allegro vivace) — рондо-соната. Упругая, нарядно-игривая главная тема с характерной синкопой в конце каждого четырехтакта сменяется сразу, без всякой связки побочной. Грациозная и более напевная, она вовлекается в общее стремительно-танцевальное движение:
Как свойственно рондо-сонате, на материале побочной партии строится связующее построение, приводящее к дополнительному проведению главной темы. Она изменена: за счет остроумного
расцвечивания каждого четвертого такта ее квадратная структура ломается, растягиваясь до пятитактовой. Главная партия проводится в основной тональности ре мажор, однако не имеет структурного завершения, переходя в связку к среднему эпизоду. Средний эпизод очень обширен и членится на три раздела. Он контрастирует с экспозицией прежде всего в плане тематизма. Начинается он изложением побочной темы I части (т. 288). Сохраняя свою кантиленную природу, тема трансформирована в метроритмическом плане: она проводится в размере 3/8 на типичной для закавказской народной музыки танцевальной ритмоформуле сопровождения. За небольшим связующим построением (соло скрипки) следует второй раздел. В нем излагается по существу новая тема, однако ее ткань напоена уже знакомыми интонациями I части и финала. Третий раздел среднего эпизода несет в себе явные черты разработки. Тема второго раздела получает здесь интенсивное развитие в двух ведущих пластах: у деревянных духовых мелодия соединяется с уже знакомой (сопровождение в первом разделе) ярко танцевальной ритмикой; у скрипки — виртуозные опевающие фигурации.
В репризе главная и побочная партии сохраняют свой облик и тональность. Кода начинается в далеком ми-бемоль миноре (в этой же тональности начиналась разработка I части) контрапунктом главной темы финала и побочной из I части в том ее виде, как она звучала в среднем эпизоде финала, только здесь в тональности соль-бемоль мажор. Это первое построение коды носит разработочный характер. С такта 799 устанавливается основная тональность. Построенные на интонациях вступления и главной партии I части обороты заключительного типа завершают музыкальное повествование. Многократным «вдалбливанием тоники» кончается сочинение. Хачатурян говорил, что любит ставить «жирную точку».
Скрипичный концерт Хачатуряна написан в середине XX века. С полной уверенностью можно сказать, что сочинение это не померкло с годами. Концерту Хачатуряна (как и всему созданному им) присущи высшая естественность, соразмерность, красота и общительность, равно покоряющие и знатоков, и неискушенного слушателя.
Солнечное сияние, вечная, не тускнеющая красота жизни, полная восторга и творческой энергии душа человека — вот что звучит в музыке концерта и продолжает питать духовный мир нашего современника.